^Строительство и архитектура
ния членов общ ества «Беседа л ю -
бителей русского слова», ил и п о -
просту - «Беседа», от чего он и по-
лучил название «Д ом Беседы *. В
п р и стр о ен н о м
к
ц е н т р а л ь н о м у
объему восточном кры ле пом ещ а-
лась больш ая гостиная. О д н о в р е -
менно с расш ирением господского
дома были сооруж ены два ф лиге-
ля на набереж ной, со е д и н е н н ы е
между собой колоннадой со сторо-
ны набережной и галереей со сто -
роны двора. Т ак слож ил ся о сн о в -
ной комплекс усадьбы Держ авина.
Заверш ая рассказ о ф о р м и р о -
вании ансамбля усадьбы Держ ави-
ных, нельзя не остановиться на внут-
реннем убранстве ее главного дома.
Сам Державин однажды отозвался
о нем нарочито пренебрежительно.
В своем известном стихотворении
1795 года «Приглаш ение к обеду»
он писал, что дом его «не нарядный.
Без резьбы, злата и сребра». И все
«его богатство П р и я тн ы й то л ьк о
вкус, опрятство*5. О днако следует
иметь в виду, что свое приглашение
Державин адресовал таким вельмо-
жам, как А. А. Безбородко, П . А . З у -
бов, И. И . Ш увалов, и по сравнению
с их ро скош н ы м и чер то гам и его
жилище действительно выглядело
достаточно скромно. Но, как мы по-
мним, в другом своем стихотворе-
нии Держ авин именовал свой дом
«храмовидным*, то есть подобным
храму, а следовательно, и достаточ-
но пышно украш енным. И в самом
деле, немногие сохранивш иеся до-
кументы, описи, счета за ремонтные
работы свидетельствую т о том, что
отделка парад ны х п о м е щ е н и й в
доме Держ авиных была отню дь не
убогой. В аванзале, д в у св е тн о м
зале, гостиных, спальнях, кабинете
имелись и колонны, облицованные
искусственным мрамором, и ш тоф -
ная обивка стен, и ж ивописны е пла-
фоны, и панно, сплетенны е из со -
ломы и р асш и ты е ц в е тн о й ш е р -
стью, и шкафы красного дерева, об-
рамлявшие стены в кабинете поэта,
и причудливы й шатер, задрапиро-
ванный тканью в гостиной, имено-
вавшейся « диванчи к» ,и орнам ен-
тальная лепнина, и многоф игурны е
рельефы, и зеркала, и бронзовы е
люстры. Сл ово м , худож ественное
оф орм л ение и н те р ь е р о в д е р ж а -
винского дом а отл и чал ось б о га т-
ством и разнообразием.
В связи с этим возникает воп-
рос, кто же был автором внутр ен-
него
у б р а н с тв а
гл а в н о го д ом а
усадьбы ?
А р х и те к то р П и л ьн и к о в , суд я
по всем у, р у к о в о д и л то л ь к о так
называемыми общ естроительны ми
работами. Кто же, в таком случае,
создавал отделку интерьеров?
Здесь сразу же на ум приходит
имя ближайшего друга Держ авш и -
Н иколая Львова6. Знакомство Д е р-
ж авина со Л ьво вы м состоя л о сь в
конце 70-х годов X V III века, а вско-
ре переросло в тесную дружбу. О ни
постоянно переписывались и обме-
н и вал ись ш уточн ы м и с ти х о тв о р -
ны ми посланиями, общ ались семь-
ями и в конце концов даже пород-
н и л и сь: вторая ж ена Д е р ж ав и н а
приходилась родной сестрой суп ру-
ге Львова. Л ьвов был моложе Д е р-
жавина на восемь лет (впрочем, это
никак не сказы валось на их о тн о -
ш ениях), и биограф ии обоих д р у -
зей были во многом схожи. П одоб-
но Д ерж авину, Л ьво в получил са-
мое незначительное первоначаль-
ное образование, ограничивавш ее-
ся ш колой И зм ай л овско го полка.
Н о , б у д у ч и чел овеком и ск л ю ч и -
тельно и разносторонне одаренным,
настойчивым и целеустремленным,
он сум ел сам остоятельно восп ол -
нить недостатки своего обучения и
стал одним из п росвещ еннейш и х
лю дей в России. К р у г его интере-
сов был необы чайно ш ирок и раз-
нообразен. Л ьвов одним из первых
в России занялся разработкой мес-
торож дений каменного угля, изоб-
рел новый строительны й материал
(«землебит») и прим енил его для
возведения здания «П риората» в
Гатчине, писал недурные для свое-
го в рем ен и сти х и , бы л хо р о ш и м
рисовальщ иком и иллю стрировал
п рои звед ен и я и звестны х л и те р а -
торов (в том числе и Держ авина),
собирал русские народны е песни.
За свои многочисленны е заслуги он
бы л и зб р а н ч л ен ом Р о с с и й ск о й
академии и почетны м членом П е -
тербургской академии худож еств.
Словом , он был настоящ им эн ц и к-
лопедистом и своего рода «arbiter
e le g a n tio ru m *
(за к о н о д а те л е м
мод) во всех областях литературы
и искусства.
П о м и м о всего прочего, Л ьво в
был умелым и плодовитым зодчим.
Н е получив специальной професси-
ональной подготовки, но доскональ-
но изучив классические труды тео-
ретиков архитектуры, он на протя-
ж ении 8 0 -9 0 -х годов X V I I I века
спроектировал и построил множ е-
ство самых различных зданий. Сре-
ди них - соборы в Могилеве и Тор-
жке, сельские церкви, городские и
усадебны е ж илы е дома, парковы е
павильоны, здание Почтамта в П е-
тербурге и Н евские ворота П етро-
павловской крепости. К том у вре-
мени, когда производилась отдетка
и н терьеров
д ом а
Д ерж авины х,
Л ьвов был уже признанным и ува-
жаемым архитектором. М о г ли он,
опы тны й зодчий, остаться безраз-
личны м к строительству и отделке
петербургского дома своего ближай-
шего друга? И , с другой стороны, мог
ли Державин в столь ответственном
деле не прибегнуть к помощи Л ьво-
ва, вкусу и знаниям которого он бе-
зоговорочно доверял?
Д ум ается, что такого просто не
могло быть. К сожалению , оф ици-
а л ь н ы х д о к у м е н т о в , св и д е те л ь -
с т в у ю щ и х об у ч а ст и и Л ь в о в а в
строи тел ьстве дома Держ авины х,
п о ка не о б н а р уж е н о . О д н а к о их
о т с у т с т в и е в к а к о й -т о сте п е н и
к о м п е н си р у е тся свед ен и ям и , с о -
держ ащ имися в поэтической пере-
писке обоих друзей. В незакончен-
н о м с т и х о т в о р е н и и Д е р ж ав и н а
«Дом», хранящ емся в рукописном
отделе Р о сси й ск о й национальной
библиотеки, поэт, обращ аясь к дру-
гу -а р х и те к то р у , п и сал : « З о д ч и й
А т т и к и преславны й, мне построй
п окойны й дом, вот чертеж и м ы с-
ли главны, М н е написаны пером На
брегу реки Ф онтанки» 7. Х отя име-
ни зодчего Д ерж авин и не указы -
вает, но, н есом ненно , он им еет в
виду «лалладнанца» Львова.
Ещ е более недвусмысленно вы-
ражается Львов, называя себя в от-
вете Державину, датированном 1792
годом: «Домаш ний зодчий ваш»*.
И звестно также, что жена Л ьво-
ва (М . А . Львова, урожденная Д ья-
кова) внесла свой вклад в украш е-
н и е и н те р ь е р о в д ер ж ав и н ско го
дома. О н а собственноручно расш и-
вала цветной ш ерстью сплетенные
из соломы панно для декорирова-
ния стен одной из гостиных, полу-
чившей от них название «Соломен-
ной». Э т о т ф акт был засвидетель-
ствован в стихотворении Держ ави-
на, написанном тож е в 1792 году и
адресованном Л ьвову, где говори-
лось, что супруга последнего «.
.. по
соломе разной ш ерстью Л уга, цве-
ты , пруды и рощ и градской своей
61
История llcmri*'iyi>/u.
.AS
3 (19)/ 2004
предыдущая страница 62 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст