^/'троительство и архитектура
62
п о д р уге
ш ьет» 9.
Р о д с т в е н н и к
Н . А . Л ьвова - Ф . П . Л ьвов, напи-
савш ий «О бъяснения на сти хотво-
рения Державина», со своей сторо-
ны подтверждал, что М . А . Л ьвова
вы ш ивала по сол ом е «бордю ры и
картины» для петербургского дома
Д ерж авины х10. Наконец, Н . А . Н и -
к у л и н а в своей р аб о те о Л ь в о в е
приводит выявленный ею контракт
от 22 января 1792 года, заклю чен-
ный Г. Р. Держ авины м со столяром-
краснодеревцем И оганном Гратцсм.
С о гл асн о это м у контракту, м астер
обязывался изготовить для кабине-
та п и сател я 9 к н и ж н ы х ш каф ов,
б о л ьш о й
п и с ь м е н н ы й
сто л
с
«подъемны м налоем », м ал ен ько е
бюро
>1
диван с двумя ш каф ами по
сторонам. И что особенно важно, в
контракте сп ец и ал ьн о о го в а р и в а -
лось: «Все оное сделать так, как до-
говаривался с Н икол аем А л е к са н -
дровичем Л ьв о в ы м * ".
Д ум а ется , ч то со п о ста в и в все
им ею щ и еся в наш ем р а сп о р я ж е -
н и и св е д е н и я , м о ж н о п р и й т и к
выводу, что автором вн у тр е н н е го
оф орм ления держ авинского о со б -
н я к а бы л и м е н н о Л ь в о в . Д о м и
усадьба Д ерж авины х сохран ял и в
о сн о в н о м св о й п е р в о н а ч а л ь н ы й
облик до тех пор, пока не уш л и из
ж изни их владельцы. В 1816 году
скончался сам Д ерж авин, а в 1842
году умерла его вдова.
П осл е см ерти Д . А . Д е р ж а в и -
н о й п р и н а д л е ж а в ш и е ей д о м и
усадьба несколько л ет п устовал и ,
и только в 1846 году бы ли п р и о б -
ретены р и м ск о -к а то л и ч е ск о й д у -
ховной коллегией. Э т о учреж дение
у п р а в л я л о и м у щ е ст в о м р и м с к о -
католических церквей и м о н асты -
рей, сущ е ств о в ав ш и х в Р о с с и й с -
кой империи. П ри о бретя главны й
дом и х о зя й ств е н н ы е п о с т р о й к и
уса д ьб ы Д е р ж а в и н ы х , к о л л е ги я
немедленно приступила к их пере-
с т р о й к е и п р и с п о с о б л е н и ю п о д
свои многочисленны е канцелярии,
архивы и квартиры служ ащ их всех
рангов, от м и тр о п о л и та до п р о то -
колиста. Руков од и л и эти м и р аб о -
тами архитекторы А . М . Горноста-
ев и В. И . Собольщ иков. П о их п ро-
екту были надстроены на один этаж
главны й дом и ф л и гел и на набе-
реж н о й , у н и ч то ж е н а ко л о н н а д а ,
и зм е н е н о о ф о р м л е н и е ф а са д о в .
К а р д и н а л ь н о й п е р е стр о й к е п о д -
верглись служ ебны е здания. П ере-
д е л к и к о с н у л и с ь и и н т е р ь е р о в
главного корпуса. 'Гам изм енилась
планировка, была сломана л е стн и -
ца, п ояви л и сь новы е перегородки,
одни проемы бы ли залож ены , д р у -
гие заново пробиты . В двусветном
зале «Беседа» п ояви л о сь встроен -
ное перекры тие, а хоры и колонны
бы ли уничтож ены . П ом ещ ения у п -
раздненного дом аш него театра за-
нял архив коллегии.
С л о в о м ,
за в е р ш и в ш а я ся
в
1850 году р екон стр укц и я усадьбы
привела к значи тельном у искаж е-
нию п ервон ачал ьн ой п л а н и р о в ки
главного дома и утратам в его в н у т-
ренней отделке. В дальнейш ем ан -
сам б л ь усадьбы Д е р ж ав и н ы х ещ е
н е с к о л ь к о раз п о д в е р га л ся у ж е
сравнител ьно незначительны м пе-
ределкам. С а м о й зам етной из них
стал а п р ои звед ен ная в 1901 год у
а р х и те к то р о м Л . П . Ш и ш к о н а д -
с т р о й к а т р е т ь и х э та ж е й в д в у х
ф лигелях на набереж ной. Н а этом
п е р е д е л к и , с и л ь н о и з м е н и в ш и е
п е р в о н а ч а л ь н ы й о б л и к у са д ь б ы
Д е рж ав и н ы х, врем енно п р е кр а ти -
лись. Н о в 1918 году разм еренное
и б л а го п о л у ч н о е су щ е с т в о в а н и е
р и м с к о -к а т о л и ч е с к о й д у х о в н о й
ко л л еги и внезап но о бо рвал о сь, и
для д ерж авинской усадьбы н а сту -
п или тяж елы е времена.
Н овы е власти несколько лет не
м огли реш ить, каким образом и с-
пользовать ставш ий бесхозны м дом
Держ авины х. В конце концов в 1924
году он был превращен в обы чны й
ж илой дом с десяткам и густонасе-
л е н н ы х к о м м у н а л ь н ы х к в а р ти р .
Естественно, это повлекло за собой
н о в ы е п е р е п л а н и р о в к и и п о ч ти
полное уничтож ение еще сохранив-
ш ихся к том у времени остатков ху-
дож ественной отделки.
В таком плачевном состоянии,
все более и более дряхлея, дом Д е р -
ж а в и н а
п р еб ы вал до се р е д и н ы
1990-х годов. П ол ож ени е и зм е н и -
лось лиш ь после того, как реш ени-
ем правительства
он бы л передан
Всероссий ском у музею А . С . П у ш -
кина для устройства в нем ф и л и а-
ла, посвящ енного ж изни и творче-
ству Г. Р. Держ авина и русской сл о-
весности его времени. П осл е н еи з-
беж ны х п рово л оч ек и м е ж в е д о м -
ст в е н н ы х со гл а с о в а н и й в 2 0 0 0 -
2001 годах группой архитекторов и
инж енеров института « Л енпроект-
реставрация» во главе с Л . А . О д и н -
цовой был выполнен проект рестав-
рации дома и усадьбы Д ерж авина
и п р и сп о со б л е н и я их под м узей .
Уж е в 2001 году началось воплощ е-
ние его в ж изнь. О ткр ы ти е нового
музея бы ло приурочено к праздно-
ванию 300-летнего ю билея со дня
основания С ан кт-П етербурга и со -
с т о я л о с ь 28 м ая 2003 года. К ак
обы чно, исп ол не ни ю проекта рес-
таврации предш ествовало тщ атель-
ное натурное обследование здания.
Уж е упом иналось о том, что за дол-
гие годы пребы вания в дом е Д е р -
ж авины х рим ско-католической д у -
ховной коллегии, а затем м ногочис-
ленны х ком м унальны х квартир, от
его первоначального богатого внут-
реннего убранства не осталось по-
чти ничего. Тем больш ее удо вол ь-
ств и е и сп ы та л и сп ец и ал и сты , о с-
матривавш ие здание, когда обнару-
ж и л и , ч то в д в ух парадны х п ом е-
щ е н и я х п е р в о го эта ж а гл а в н о го
ко р п уса - Аванзале и С то л о в о й -
уцелел и ги п со вы е рельеф ы , у ста -
новленны е в простенках и над двер-
ны м и п роем ам и. Б ол ьш е всего их
сохранилось в Аванзале. Там на его
северной и восточной стенах насчи-
ты вал о сь п я ть ко м п о зи ц и й , в том
числ е тр и п р ям оугол ьны е (м но го-
ф игурны е) и две квадратные (двух-
ф нгурны е). П ричем повторяю щ их-
ся среди них не было. Все они ока-
за л и сь и с п о л н е н н ы м и на о р и г и -
н ал ьн ы е сю ж еты . В С т о л о в о й на
в о ст о ч н о й , за п а д н о й и сев ер н о й
стенах исследователи вы явили че-
ты р е наддверника в виде п р я м о у -
гольны х м ногоф игурны х ком пози-
ц ий. Д в е из них представляли со -
бой д убли, воспроизводящ ие один
и т о т ж е ранее не встречавш и йся
сю ж ет, а другая пара повторяла сце-
ну, р а с п о л о ж е н н у ю на се в е р н о й
стене Аванзала.
Ч т о ж е п р е д с т а в л я ю т со б о й
эти чудом сохранивш иеся остатки
некогда п ы ш ного оф орм ления и н -
терьеров д ерж ави н ско го дом а?
Н ад о сказать, что худож ествен-
ное у б р а н ств о д ом а Д е р ж ав и н ы х
очень мало изучено. В ед инствен-
ной о сн о вател ьн о й работе, п о св я -
щ енной это м у дому, - « И сто р и к о -
х у д о ж е с т в е н н о м и ссл е д о в а н и и »
А . Н . П етрова - л и ш ь мельком у п о -
м и н а е тся о то м , что «в А ванзале,
позднее разделенном перегородка-
ми, частично сохранились до наше-
го в рем ен и д е к о р и р у ю щ и е стены
ионически е пилястры и барельефы
на м и ф о л о ги ч е ск и е те м ы » 12. В о т
и все. П о это м у сотруд н и ц е инсти-
/ / г / н о / ш я
М Я (1 9 )/ 2404
предыдущая страница 63 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст