тута
« Л е н п р о е к тр е ста в р а ц и я »
Г. В. С ы ч е в о й , п р и с т у п и в ш е й к
изучению декоративной скул ьп ту-
ры в интерьерах Д е р ж а в и н ск о го
дома, приш лось начать, что назы -
вается, с нуля. К огд а и ссл е д о в а -
тель соприкасается с ранее неизве-
стными произведениям и и ск у сст-
ва, то у него прежде всего возника-
ют вопросы: кто изобразил? И что
изображ ено? О т в е т и т ь на н и х и
попыталась Г. В. Сычева.
К ак я в ств у е т из п о эта ж н ы х
планов К ож е вн и ко ва, о ко то р ы х
уже шла речь, оф ормление С то л о -
вой и А ванзала бы ло вы п ол нено
еще при ж изни Е. Я . Д ерж авиной,
то есть не позднее начала 1794 года.
В то время в П етербурге им елось
немало известных скульпторов. Н о
Г. В. Сы чева справедливо реш ила,
что автора рельефов в интерьерах
державинского дома следует искать
прежде всего в кругу людей, близ-
ких к поэту. Х орош о известно, что
Л ьвов и Д е р ж ав и н б ы л и я д р о м
сплотившегося вокруг них литера-
тур н о -х уд о ж е ств е н н о го кр уж к а.
Э ти зам ечательны е лю ди сл о в н о
магнитом притягивал и к себе все
талантливое и н еза у р я д н о е , ч то
имелось тогда в образованном об-
ществе Петербурга. Разум еется, в
первую очередь это были литерато-
ры. Н о в кр уж о к в х од и л и такж е
музыканты и худож ники. В частно-
сти, Львов и Держ авин были очень
дружны со знамениты ми ж ивопис-
цами е к а те р и н и н ск о го ц а р с тв о -
вания
В. Л .
Б о р о в и к о в с к и м
и
Д. Г. Л евицким, особенно, с после-
дним. Н о то бы л и ж и в о п и сц ы , а
здесь надо было искать скульптора.
А единственным из известных вая-
телей того времени, входивш им в
окруж ение Д е рж ав и н а и Л ьво ва,
был Ж ан-Д ом иник Рашетт.
Н а п о м н и м
о сн о в н ы е
эта п ы
биографии этого талантливого че-
ловека13. Р а ш етт р о д и л ся в 1744
году во Ф ранции, в городе М о н п е -
лье. Худож ественное образование
он получил в Дании, окончив в 1764
году с золотой медалью Королевс-
кую академию худож еств в К оп ен-
гагене. Однако дальнейшая карьера
Раш етта сл о ж и л ась не сл и ш к о м
удачно. О н жил и работал то в К о -
пенгагене, то в Париже, то в Берли-
не, то в Гамбурге, выполнял там от-
дельные заказы, но нигде не сумел
прочно обосноваться. М ы сл ь о пе-
реезде в Р о сси ю , д ол го е врем я
[ у троительство и архитектура
слы вш ей своего рода «землей обе-
тованной» у м ногих западноевро-
пейских служ ителей искусства, не
снискавш их признания на родине,
возникла у Рашетта еще в 1771 году.
Тогд а ои о б р а ти л ся с п и сьм о м в
П е те р б у р гск у ю акад ем и ю х у д о -
ж еств и послал ей в подарок свою
с к у л ь п т у р у « Ю п и те р -гр о м о в е р -
жец», но приглаш ения не получил.
Тем не менее это его не обескура-
ж ило. О н продолж ал д оби ваться
своего, и наконец в 1779 году его
пригласили в Россию на почетную
и о тв е тств е н н у ю д о л ж н о сть мо-
дель.мсйстера (фактически худож е-
ственного руководителя И м п е р а -
т о р с к о го ф а р ф о р ов ого завода в
П е те р б у р ге ).
К а к п ред п ол агает
Г. В. Сычева, вполне возможно, что
п р и гл аш ен и ю Р аш етта в Р о сси ю
способствовал именно Н . А . Львов,
служ ивш ий в то время в Коллегии
иностранных дел и не раз выезжав-
ш ий за границу с дипломатически-
м и п о р учен и ям и 14.
Раш етт занимай долж ность мо-
дельмейстера до 1804 года и достиг
«карьеры и фортуны», выйдя в от-
ставку в чине статского советника
и звании профессора Академии ху-
дож еств. У м ер он в 1809 году. П о
м нению историков искусства, вре-
мя пребывания Рашетта в долж но-
сти модельмейстера было золотым
веком
Ф а р ф о р о в о го
завода:
«...группы и статуэтки эпохи импе-
ратрицы Екатерины В тор о й о тл и -
чаю тся та к и м и д о сто и н ств а м и в
художественном и техническом от-
нош ениях и таким идейным содер-
ж анием, что не тол ько оставляю т
далеко позади подобные вещи пред-
ш ествовавш ей эп охи , но долж ны
бы ть поставлены выш е м ногих та-
ки х ж е п р ои звед ен и й п о сл е д ую -
щ и х эп о х » 13. И м е н н о в б ы тн о сть
Раш етта модельмейстером под его
руководством и при его непосред-
ственном участии на Ф арф оровом
заводе были созданы такие замеча-
тельны е произведения искусства,
как знаменитые «Арабесковый сер-
виз* из 973 предметов, посвящ ен-
ны й прославлению деянии Екате-
рины II, не уступавш ий ему по бо-
гатству сервиз для князя А. А . Без-
бородко, сервизы для великих кня-
ж он, серия « Н ародности России»
и десятки других работ. Н о Раш етт
отнюдь нс ограничивался выполне-
нием свои х прям ы х обязанностей
м одельм ейстера. С в о ю и н те н си в -
ную деятельность на Ф арф оровом
заводе он совмещал с выполнением
множества других правительствен-
ных и частны х заказов. О н испол-
нял и прелестные медальоны с про-
ф ильны м и портретны ми рельефа-
ми, и бюсты, среди которых особен-
но выделялся трагический портрет
знам енитого математика Л . Э й л е -
ра, и скульптуру для Больш ого кас-
када в Петергофе, и парадные вели-
чественны е статуи Екатерины II в
образе богини Кибелы и фельдмар-
шала П. А. Румянцева-Задунайского.
Н о для нас особый интерес пред-
ставляю т творения Рашетта в жан-
ре м о н ум ен тал ьно -д еко р ати вн ой
скульптуры . Первый такой заказ он
получил почти сразу же после при-
езда в Россию в 1779 гаду. В то вре-
мя происходила перестройка и от-
делка интерьеров в здании П рави-
тел ьствую щ его Сената. О н пом е-
щ ал ся
в
б ы вш ем
дом е
граф а
А .
П . Б естуж ева, п риобретенном
казной еще в 1763 году и занимав-
шем тот же участок, где и сейчас на-
ходится здание Сената и С инода,
впоследствии построенного К. И. Рос-
си. Рашетту была поручена весьма по-
четная и ответственная работа по ис-
полнению рельефов, украш аю щ их
зал общ его присутствия Сената. И
вот здесь-то судьба свела его с Л ьво-
вым и Держ авиным.
К а к и зв е стн о , Н . А . Л ь в о в у
принадлежала, как тогда говорили,
«программа», то есть выбор сюже-
тов, идея создаваемых произведе-
н и й . К с т а ти , су щ е ств у е т весьма
п рав д о п од обн о е предполож ение,
что и м е н н о Л ьв о в , п окро ви тел ь-
ствовавш ий Раш етту, привлек его.
тогда ещ е ничем не зарекомендо-
вавшего себя в России скульптора,
к выполнению столь важного зака-
за. Ч то же касается Держ авина, то
он, расставш ись с военной службой,
состоял тогда экзекутором П ерво-
го департамента Сената, и генерал-
прокурор А. А. Вяземский поручил
ем у наблю дать за перестройкой и
оф орм лением зала. Н адо сказать,
что объем работы, которую надле-
жало исполнить Рашетту, был весь-
ма значителен. Ем у предстояло со-
здать на стенах зала две многофн-
гур ны е ко м п о зи ц и и : « Е катерина
вводит в храм Правосудия Истину,
Человеколю бие и Совесть, или У ч -
реж дение наместничеств» и «Бла-
гополучие государства, или И зоби-
лие, Н ауки, Правосудие и М огуш е-
63
Исшо/ни! Ипис/му/ма М .’1 (19)/ 2004
предыдущая страница 64 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст