^Строительство и архитектура
64
ство*, а также восемь медальонов в
тимпанах арок и над дверны ми про-
ем ам и . М е д а л ь о н ы б ы л и та к и е :
« У ч р е ж д е н и е
А к а д е м и и
х у д о -
ж еств*, « Н аказ Ек ате р и н ы на с о -
ставление п роекта н ово го ул о ж е -
ния*, « О снование Горного к о р п у -
са», « П обеда над Т у р ц и е й и з а к -
л ю чение К у ч у к -К а р н а д ж и й с к о го
м ира» , « В о с ш е с тв и е Е к а т е р и н ы
В т о р о й на п р е сто л * , « П р и в и в к а
осп ы Е к а те р и н е В то р о й » , « Б д и -
тельность* и «Учреж дение у ч и л и -
ща д ля девиц». В се эти рельеф ы
Раш етт выполнил в течение одного
л и ш ь 1779 года. Правда, бы строте
исполнения способствовало то, что
Р а ш е тт не сам р а зр а б а ты в а л их
композиции, а вы полнял их по р и -
су н к а м
п р о ф е ссо р а
ж и в о п и си
Г. И . К озл о ва (в п о сл е д ств и и Р а -
ш етт исполнил его бю ст). К а к п и -
сал Державин: «Все сии барельефы
и медальоны изобретения г. Л ьвова
(Н иколая Александровича), р и сун -
ки - профессора ж ивописи К озл о-
ва; исполнение - г. Раш етта, худож -
ника ф арф о ров ой ф а б р и к и » '6. К
сож алению , участь созданного Ра-
шеттом худож ественного убранства
Сенатского зала оказалась прискор-
бной. С н а ч а л а ге н е р а л -п р о к у р о р
А .
А . Вяземский, ознаком и вш ись с
вновь созд а н н ы м
оф о р м л е н и е м
зала, обратил вним ание на соблаз-
нительную ф игуру обнаж енной И с -
тины в центральной композиции, и,
видимо, опасаясь, что она будет о т-
влекать сенаторов от реш ения госу-
д а р ств е н н ы х п р о б л е м , п р и ка зал
Держ авину: «Вели ее, брат, несколь-
ко прикрыть». Распоряж ение было
выполнено и, как заметил с горькой
иронией Держ авин, - «и подлинно
с тех почти пор стали отчасу более
п р и кр ы вать п р ав д у в п р а в и те л ь -
стве»17. П осле кою ш ны Екатерины
н овы й ге н е р а л -п р о к у р о р
к н я зь
А .
Б. К ур аки н , в у го д у П авлу, не
слиш ком ж аловавш ему свою авгу-
стейш ую родительницу, велел вооб-
ще ун и чтож и ть это т барельеф 18. А
все остальное у б р ан ств о зала, с о -
зданное Рашеттом, погибло в конце
1820-х годов, когда старое здание
Сената было снесено, чтобы освобо-
д и ть м есто д ля н ово й п о стр о й к и ,
возводимой по проекту К. И . Росси.
У сп еш н о сп р а в и в ш и сь с п е р -
вы м о т в е тс т в е н н ы м з а к а з о м на
вы полнение м он ум ен тал ьно -д еко-
р а ти в н о й с к у л ь п т у р ы , Р а ш е т т в
дальнейш ем еще не раз обращ ался
к с о з д а н и ю п р о и з в е д е н и й э т о го
ж анра. Д о стато чн о назвать его ре-
льеф ы в залах Таврического д в о р -
ца, датируем ы е 1787 годом и о тн о -
с я щ и е с я к 1 8 0 6 -1 8 0 9 го д а м , то
есть к последнему периоду его тв о р -
ч е ств а , к о м п о з и ц и и на ф аса д а х
К а за н ск о го собора. Н о , п ож ал уй ,
сам ы м удачны м (и добавим - са -
м ы м и н те р е сн ы м д ля наш его и с -
следования) творением Раш етта в
области декоративной скул ьптуры
бы ла его работа по о ф о р м л е н и ю
ф асадо в и и н те р ь е р о в А га то в о го
павильона Х ол од н ой бани, п остро-
е н н о й Ч . К а м е р о н о м в Ц а р ск о м
С еле. К а к доказали исследовани я
А .
Н . Петрова, и особенно М . Г. В о -
ронова18, им енно Р аш етту принад -
л еж и т подавляю щ ее бо л ьш и н ств а
скульптурны х произведений, деко-
р ирую щ их это т павильон. 23 ф ев-
раля 1784 года Камерон представил
в ко нтору строения села Ц арского
п еречен ь барельеф ов, п р ед л агав-
ш и х ся им «для у б о р а Х о л о д н о й
бани», и рекомендовал заказать их
Ж .-Д . Рашетту, скульптору и «фур-
мейстеру» И м ператорского ф арф о-
рового завода70. Н а д о сказать, что
есл и к а н д и д а ту р а Р а ш е тта б ы л а
предлож ена К онторе строений К а -
м ероном , то есть осно вани я п ред-
п о л а га ть , ч то с а м о м у К а м е р о н у
Раш етт бы л рекомендован все тем
ж е свои м п остоян н ы м п о кр о в и те -
лем Н . А . Л ьвовы м . К ак отмечаю т
и ссл е д о вател и тв о р ч е ств а п о с л е -
днего, на заре своей архитектурной
д еятел ьности, в начале 1780-х го-
дов, когда Л ьв о в возводил в П а в -
ловске в долине речки Ты зьвы па-
ви л ьо н ы « А л е к са н д р о в о й д ачи» ,
своего рода иллю страции к извест-
ной сказке о царевиче Хлоре, сочи -
ненной Екатериной для своего вну-
ка - будущ его императора А лексан-
дра I, он постоянно общ ался с К а -
мероном, создававш им в те же годы
с в о й
з н а м е н и т ы й
П а в л о в с к и й
д в о р ц о в о -п а р к о в ы й
а н с а м б л ь 21.
Вполне вероятно, что именно тогда
Л ьвов рекомендовал Кам ерону для
работы в Агатовом павильоне хоро-
ш о известного ему скульптора, уж е
зар еком енд овавш его себя у с п е ш -
ной работой в С енатском зале.
С у щ е ств уе т и еще один л ю б о-
пы тны й факт, свидетельствую щ ий
о косвенной п ри частн ости Л ьво ва
к строительству Холодной бани, так
как документально установлено, что
лепные и ш тукатурны е работы в ее
интерьерах вы полнял О си п М е л ь -
н и к о в , кр е п о стн о й «дворовы й че-
ловек Н . А . Л ьво ва* 22. Н адо пола-
гать, ч то и Р аш етт, и М е л ь н и к о в
получили заказы на отделку А гато-
вого павильона им енно благодаря
п р о те к ц и и Л ьв о в а . К а к бы то ни
бы ло, совет архитектора был п р и -
н я т во в н и м а н и е , и с Р а ш е тто м
1 ию ня 1784 года заклю чили дого-
вор23, в соо тветстви и с которы м и
н е с к о л ь к и м и д о п о л н и те л ь н ы м и
контрактам и74 он исполнил в 1784-
1786 годах более 80 моделей камен-
ны х, бронзовы х, гип совы х статуй,
медальонов, м ногоф игурны х рель-
еф ов на м и ф о л о ги чески е сю ж еты
для фасадов, Больш ого зала, Я ш м о -
вого и А гатового кабинетов и д ру-
гих помещ ений верхнего этажа; Ку-
пал ьного зала (и л и Ф р и ги д а р и я ),
О п о ч и в а л ьн и и остальны х комнат
ниж него этаж а А гатового павильо-
на. К некоторы м из эти х работ мы
еще вернемся в дальнейш ем. Теперь
ж е о б р ати м вн и м ан и е на то нема-
ловаж ное обстоятельство, что твор-
ческий сою з Д ерж авина, Л ьвова и
Раш етта, впервые слож ивш ийся во
время их совместной работы в 1779
год у в зд ан и и С е ната, продолж ал
сущ ествов ать на п ротяж ении всей
их ж изни. В том замечательном со-
д руж естве сущ ествовал о п о сто я н -
ное распредел ение ролей. Л ьв о в у
принадл еж ал зам ы сел п роизведе-
н и я, его «програм м а», Р а ш е тту -
воплощ ение ее в материале, а Д е р -
ж а в и н у св о е го рода п о эти ч е ск и й
к о м м е н т а р и й , ф и л о со ф ск о е р а з-
м ы ш ление о творении скульптора.
Так, сразу ж е после исполнения Ра-
ш етто м « п ридум анны х» Л ьвовы м
рельеф ов в зале Сената, Держ авин
не т о л ь к о н а п и са л п р о стр а н н о е
«И зъяснение аллегорических баре-
льеф ов, бы вш их в зале общ его со-
б р а н и я П р а в и те л ьств у ю щ е го С е -
нат»23, но и вклю чил описание од-
ного из них, изображ аю щ его Е к а -
терину, вводящ ую в храм П равосу-
д и я И сти н у, Ч еловеколю бие и С о -
весть, в од у «Н а отсутстви е Е е Ве-
л и чества в Б ел орусси ю » 26. В 1788
го д у Р а ш е т т созд ал с к у л ь п т у р у
«Екатери н а В торая в образе б оги -
ни К и б ел ы » , п ер екл и к ав ш ую ся с
н е ск о л ь к о ранее н а п и са н н о й «по
м ы сли» и «проекту» Л ьв о в а27 кар-
ти н о й Д . Г. Л ев и ц ко го «Екатерина
В то р а я в храм е б о ги н и П р а в о с у -
д и я* и одой Д е рж авина «Видение
М ур зы » . С та ту я раскры вала идей-
Нстория 11етг1>бурга. М Я (!!>)/ 2004
предыдущая страница 65 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст