^Строительство и архитектура
ное содержантте обоих п роизведе-
ний“ . В 1794 году, как раз тогда,
когда заверш алась отд ел ка ц е н т-
ральной части дома Д е рж авины х,
Раш стт изваял портретны е бю сты
поэта и его первой ж ены (уб е д и -
тельное доказательство друж еских
отнош ений, сущ ествовавш их м еж -
ду н и м и )29. К а к известн о, св о е м у
изображению Д ерж авин п освятил
больш ое стихотворение « М о й и с -
тукан». Последней совм естной ра-
ботой этого замечательного тр и у м -
вирата стало создание им в 1801 —
1803 годах надгробия канцлеру кня-
зю А . А . Безбородко10. Л ьвову, как
всегда, принадлежал проект, Раш ет-
ту - и сп ол нени е, а Д е р ж а в и н у -
стихотворная эпитаф ия усопш ему.
Только смерть Львова, последовав-
шая в 1803 году, оборвала этот м но-
голетний плодотворны й союз.
У ч и ты в а я все в ы ш е и зл о ж е н -
ное, становится соверш енно п он ят-
ным, почему Г. В . С ы чева в п о и с-
ках возм ож ного автора рельеф ов,
обнаруж енны х в интерьерах дом а
Д е р ж ав и н ы х , в п е р в у ю о ч е р е д ь
обратила вним ание им енно на Ра-
шетта, связанного с владельцем это-;
го дом а д о л го л е тн е й д р у ж б о й и
совм естн ы м и т в о р ч е с к и м и св е р -
ш ениями. Х ор о ш о известно, что и
в X V III, и в X I X веках п остоян н о
практиковалось повторение сю ж е-
тов, то есть, исполнение больш ого
количества отливок с одной автор-
ской м одели и и сп о л ьзо в а н и е их
для оф ормления помещ ений в раз-
ных зданиях. Следовательно, если
автором рельеф ов, со х р а н и в ш и х -
ся в дом е Д е р ж ав и н ы х , д е й с т в и -
тельно был Раш етт, то их оригина-
лы, вполне вероятно, м огли встре-
титься и в д ругих интерьерах, де-
корированны х эти м скул ьп то ром .
Наиболее вероятным их место-
нахождением представлялся А гато-
вый павильон Х ол од ной бани, где,
как мы знаем, сущ ествовали десят-
ки композиций на миф ологические
темы, созданные Рашеттом в 1780-х
годах. Предположение Г. В. Сы чевой
не зам едлило оп равд аться: сред и
20 п рям оугол ьны х ск у л ь п ту р н ы х
панно, образующих фриз, опоясы ва-
ющий по периметру Купальный зал
(Фригидарий) в нижнем этаже А га-
тового п ави льона, о б н а р у ж и л а сь
ко м п о зи ц и я « Т р и ум ф А м ф и т р и -
ты», точной копией которой являл-
ся один из рельеф ов А в а н за л а в
доме Держ авины х31. О н изображ а-
Ж енщина и Купидон с корзиной
плодов. Барельеф. Гипс.
П осле реставрации.
Д ом Державиных. Аванзал
Ж енщина, воскуриваю щ ая
фимиам на жертвеннике, и Купидон.
Барельеф. Гипс.
П о сл е реставрации.
Д ом Державиных. Аванзал
ет суп ругу бога морей Посейдона -
А м ф и тр и ту , во ссед аю щ ую на о г -
р о м н о й р а к о в и н е , за п р я ж е н н о й
д е л ь ф и н а м и , к о то р ы е в л е к у т по
волнам царицу к ее грозному пове-
лителю . А м ф и тр и ту сопровож дает
свита из трубящ его в рог тритона,
м орской нимф ы нереиды, м ор ско-
го коня и оседлавш их его п ухлы х
купидонов. Следы двух д ругих ре-
л ьеф о в и з т о го ж е А в а н за л а н а -
ш лись в Я ш м овом кабинете на вто-
ром этаже Агатового павильона. Н а
его стенах до 1941 года размещались
девять бронзовы х золочены х баре-
льеф ов, тож е, разум еется, и сп о л -
ненны х по моделям Рашетта. Сама
скул ьп тура погибла во время вой-
ны, но сохранилась ее опись, дати-
р о в ан н а я 1861 год ом , и сю ж еты
д вух ко м по зи ц и й , ф игурирую щ ие
в ней под номерами 2 и 9, полнос-
тью со о тв е тств ую т двум квадрат-
ны м рел ьеф ам в А в а н за л е дом а
Держ авины х. В о т они: № 2 «Ж ен-
щ ина, сидящ ая подле дерева и по-
могаю щ ая идти купидону, который
несет на голове корзину с плодами»;
№ 9 « Ж е н щ и н а, во скури ваю щ ая
ф имиам на жертвеннике, подле ко-
его с то и т куп идон, справа урна, а
слева корзина с цветами*32. Д опол-
н и те л ь н ы м ж е п о д тв е р ж д ен и ем
тож д ества м еж ду д вум я квадрат-
н ы м и б ар ел ьеф ам и А в а н за л а и
Я ш м ового кабинета явились ф ото-
гр аф и и п о сл ед н и х , сделанны е в
1930-х годах и выявленные в архи-
ве К Г И О П 33. Наконец, еще две мно-
гоф игурные прямоугольные компо-
зиции, на этот раз такие, как в С то -
ловой дома Державина, отыскались
в то м ж е А га то в о м п ави льоне в
Б о л ьш о м зале его второго этаж а.
Здесь они, правда, несколько мень-
ш и х р а зм ер о в , чем ан ал о ги ч н ы е
ко м п о зи ц и и в держ авинской С т о -
ловой, но в остальном соверш енно
идентичны е им, бы ли представле-
ны в виде вы рубленны х из мрамо-
ра рельеф ов, у ста н о в л е н н ы х над
м рам орны м и же каминами. О д н а -
ко в отличие от скульптур, обнару-
ж енны х в Купальном зале и Я ш м о-
вом кабинете, атрибуция этих двух
п р о и з в е д е н и й
о к а за л о сь
более
слож ной задачей. Во-первы х, тре-
б о вал о сь оп р ед ел и ть их сю ж еты .
А .
Н . П етров, впервые описавш ий
эти рельефы, считал их «Античной
свадьбой* и «Укрощ ением Буцеф а-
ла А л ександ р о м М а ке д о н ск и м * 34.
Позднее Г. В. Сы чева уточнила с
10
-
Триумф Амфитриты. Барельеф. Гипс.
Агатовый павильон Холодной бани. Купальный зал
во
Исшо/мш 11гтг/и~>щ>/а.
3 (19)/ 2004
предыдущая страница 66 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст