^Строительство и архитектура
66
А л ьдобрандинская св ад ьб а . Барельеф . Гипс.
После реставрации. Д ом Державиных. Столовая
жет первого из них, указав, что это не
некая абстрактная «античная * свадь-
ба, а так называемая «Альдобрандин-
ская свадьба»“ , о которой следует
сказать несколько подробнее.
А н ти ч н а я ф реска, и м ен уем а я
«Альдобрандинская свадьба», или
«С вадьба А л ь д о б р а н д н н н » , бы ла
найдена в Риме в 1606 году. Е е пер-
вы м владельцем стал и з в е стн ы й
лю битель науки и искусств карди-
нал Пьетро Альдобрандннн, от име-
ни которого она и получила свое на-
звание. С 1818 года эта фреска нахо-
дится в М узее В атикана Все иссле-
дователи единодуш но считаю т, что
на ней изображено приготовление к
свадьбе. В центре композиции поме-
щены две женские фигуры, восседа-
ю щ не на роскош ном брачном лож е
- сама невеста, задрапированная по-
крывалом, ее подруга нежно ее уте-
ш ающая и ободряю щ ая*. Слева, за
сп и н к о й лож а, у стр о и л ся на с т у -
пеньке ю ны й полуобнаж енны й ж е-
них, увенчанны й плю щ ом. О стал ь-
ные персонаж и фрески представля-
ю т служ анок, заняты х приготовле-
ниям и к свадебной церемонии. Ч ет-
веро из них, изображенные в правой
части ко м п о зи ц и и , готовят все не-
обходим ое для омовения и туалета
невесты , а из трех других, находя-
щ ихся слева от центральной группы,
одна зачерпы вает воду из сосуда в
виде тренож ника, другая настраива-
ет арфу, а третья, с диадемой на го-
лове, готовится к исполнению сва-
дебного гимна. Н о если исследова-
тели бы ли солидарны в определении
сюжета, то идентификация действу-
ю щ их л и ц вызвала у них разногла-
сия. В качестве жениха и невесты фи-
гурировали самые различные персо-
нажи античной м иф ологии. П о-ви-
д и м о м у ,
б л и ж е
всех
к
и сти н е
бы л
з н а м е н и ты й
и ск усств о в е д
И .-И . В инкельм ан, считавш ий, что
на фреске изображ ено бракосочета-
ние см ертного ф ессалийского царя
Пелея и морской богини Ф етиды , от
союза которы х родился великий ге-
рой Ахилл. Поскольку в конце X V III
- начале X I X века авторитет В ин-
кельманабыл непререкаем, мож но не
сом неваться, что в А гатовом пави-
л ьо н е и д ом е Д е р ж ав и н ы х сю ж ет
р ел ьеф ов, в о сп р о и зв о д я щ и х эту
фреску, воспринимался именно как
свадьба Пелея и Ф етиды . Надо ска-
зать, что на протяж ении длительно-
го
в р е м е н и
« А л ьд о б р а н д и н ск а я
свадьба* пользовалась больш ой по-
п у л я р н о сть ю у х уд о ж н и к о в . Е е с
п о л н ы м о сн о в ан и е м м ож н о бы ло
назвать «бродячим сюжетом», пол-
ностью или фрагментарно, в точно-
сти или ж е с изменениями воспро-
извод ивш и м ся во многих творени-
ях ж и во п и си или скул ьп тур ы . В а -
риант ком позиции «Альдобрапднн-
ской
свадьбы»,
находящ ийся в Ага-
товом павильоне и дом е Д ерж ави-
ных, имеет сущ ественные отличия от
оригинала. 11реждс всего, из нее ис-
А л ьдобран ди нская св ад ьб а . Барельеф . М р а м о р .
Агатовый павильон Холодной бани. Большой зал
А льдобрандинская св ад ьб а. Гравю ра с античной ф рески.
Description des Bains d e Titus. Paris. 1786. N® 60
11спнірия
//rm r/irîj//)/».
j\& .1 ( І!)) / 2ЧЧ4
предыдущая страница 67 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст