а
троительство и архитектура
Венера (Цетера) и А донис. Барельеф. М рам ор.
Агатовый павильон Холодной бани. Большой зал
чезла фигура жениха. Далее, изме-
нилось полож ение д вух ц ентраль-
ных ж енских персонажей. О н и по-
менялись местами. Изображение не-
весты, находившейся слева, переме-
стилось направо, а ее наперсницы, со-
ответственно, налево. Вм есто вось-
ми прислужниц остались только две,
приготовляю щие туалетны е снадо-
бья. Одна из них помещена в левой,
другая - в правой части рельефа.
Зато появилось два новых персона-
жа: А м ур и мальчик, пом огаю щ ий
одной из служанок. Кроме того, что-
бы увеличить размер рельефа, удли-
нив его в соответствии с габарита-
ми предназначенного для него гнез-
да на стене столовой, он был допол-
нен фигурой воина с копьем, не име-
ющей никакого отнош ения к сюже-
ту этого произведения и просто ис-
кусственно приставленный справа к
основной части ко м п о зи ц и и . О н а
стала более компактной и си м м ет-
ричной. Но, невзирая на все внесен-
ные в нее изменения, не подлеж ит
сомнению, что в ее основу положена
«Свадьба А льдобрандини»37. Е сл и
расшифровать сюжет одного из над-
каминных рельефов в больш ом зале
Агатового павильона, репродуциро-
ванного затем в Столовой дома Д ер-
жавиных, оказалось сравнительно
просто, то в отнош ении другой над-
камнннон композиции, имею щейся
в том же зале, это оказалось слож -
нее. Как уже говорилось, А . Н . П ет-
ров определил ее как «Укрощ ение
Буцефала». По-видим ом у, он п р и -
шел к таком у заклю чению по той
причине, что на рельефе есть изоб-
ражение взвившегося на дыбы коня,
с тр уд о м сдерж иваем ого атлетом .
О д н а к о Г. В. С ы чева справедливо
усомнилась в правильности этой ат-
р и б уц и и . Д ей ств и тел ьн о , находя-
щаяся в центре композиции фигура
юноши в расцвете сил, сжимающего
в руке древко копья и обернувшего-
ся к восседающей в кресле матроне,
никак не ассоциируется с мальчиком
Александром. Никакого отнош ения
к укрощ ени ю Буцеф ала не м ож ет
иметь и помещенный на втором пла-
не слуга с охотничьим и собаками.
Т а ки е аксессуары , как о хо тн и ч и й
рож ок и лук, торчащ ий из-под не-
бреж но брош енного на землю пла-
ща, недвусмысленно говорили о том,
что здесь изображена сцена отъезда
на охоту. Г. В. Сы чева предположи-
ла, что эта сцена представляет «Про-
щ ание И п п о л и та и Ф едры »38. Как
известно, античны й миф повеству-
ет о страстной лю бви жены афинс-
кого царя Тесея - прекрасной Ф ед-
ры - к ее пасынку Ипполиту, отвер-
гш ему ее притязания. Г. В. Сы чева
вы сказала мнение, что на рельефе
запечатлен тот момент, когда отваж-
ный зверолов и почитатель богини
Д и а н ы И п п о л и т, о тп р а в л я я сь на
охоту, обращ ается к оклеветавш ей
его Ф ед р е с горьким упреком. Н о
окончательную точку в расшифров-
ке сю ж ета второго надкам инного
рельефа в Больш ом зале Агатового
павильона поставила известная ис-
следовательница творчества Рашет-
та Е. В. Карпова®. О на выявила из-
дание, вышедшее в 1786 году в П а-
риже (как раз тогда, когда заверша-
лась отделка Агатового павильона)
- «Описание бань Тита, или Коллек-
ция изображений, найденных в ру-
инах Терм этого императора»40. В
этом увраже обнаруж ились две гра-
вюры с античных фресок, послужив-
ш ие п ер в о и сто ч н и ко м для обоих
надкам инны х рельефов Агатового
павильона. Первой из них, естествен-
но, была Алыю брандннская свадьба
(гравюра 60), а второй (гравюра 42)
оказалась «А донис и Венера». С о -
гласно миф у, прекрасны й ю нош а
А донис - сын кипрского царя, воз-
лю бленны й Венеры, был неутом и-
м ы м
зв ер о л о в о м
и,
не
вним ая
просьбам лю бящ ей его богини, о т-
правился
1
И свою последнюю охоту,
где и был растерзан вепрем. Вот ка-
ким оказался, в конечном счете, ус-
тановленный Е. В. Карповой сюжет
~
:
~
4.
Д_
А
Д
X
£
А
*.
й
X
Л
А.
X
у
Альдобрандинская свад ьба. Фрагмент. Бисквит.
Сервиз А. А. Безбородко. ГРМ. Ф-710
67
Исто/нт Пгтербу/на.
(19)/ 2004
предыдущая страница 68 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст