сутствующие были молодые люди.
Неряшливо был одет и карикатурист
Иевлев. Эго был совсем алкоголик, с
трясущимися руками, худой, с блед-
ным матовым лицом и маленькой
русой бородкой. Он сильно кашлял.
Стонановский и Жулев отличались
франтовством. Наружность Жулева
я уже описывал выше. Стопаиовско-
му, который вел в «Искре» знамени-
тый обличительный раздел «Нам пи-
шут», державший в трепете всю про-
винцию, было тогда лет тридцать. Это
был худой, высокий человек с ма-
ленькой черненькой бородкой. М и -
наев был полон, лысоват, в очках, го-
ворил
посапывая
носом.
Поэт
В. И. Богданов, подписывавшийся
под стихами Власом Точечкиным,
был в форме флотского врача, высо-
кого роста, в очках и носил усы. Вот
портреты сотрудников «Искры», ко-
торых мне в то день пришлось встре-
тит!. впервые.
П осторонних
приходило
в
приемные часы редактора немно-
го. Объяснялся с ними сам Куроч-
кин. О т одних он принимал руко-
писи, другим возвращал. Обличи-
тельные статьи он сейчас же пере-
давал Стопановскому. Помню, что
один седовласый старец, статья
которого была передана Стопанов-
скому, схватил его за обе руки и,
потрясая, восклицал в восторге:
- Вы - Стопановский? М иха-
ил М ихайлыч? Гроза нашей про-
винции? Вот привел Бог свидеть-
ся! Очень рад, душевно рад! В один
день и самого Курочкина видел и
знаменитого Стопановского. Ж аль
только, рассказывать-то об этом у
нас нельзя, когда вернусь к себе в
волчью нору. Со света сживут, если
узнают, съедят, проглотят! Так уже
вы, пожалуйста, если что из моей
рукописочки возьмете, чтоб отно-
сительно меня ничего не было из-
вестно. Ведь даже детям м стить
будут, если узнают!
Эта сцена осталась у меня в па-
мяти, и я воспроизвожу ее прибли-
зительно теми же словами.
Стопановский
успокаивал
корреспондента, что все останется
в тайне.
И при дальнейшем моем зна-
комстве с редакцией «И скры » я
помню, что корреспондентов и на-
меками не выдавали, хотя бывали
попытки к их разоблачению. Ку-
рочкин все принимал на себя. С о -
общалось многое ему для обличе-
у~2.
и сс л е д и о П е т е р б у р ге
ния и устно. Сообщ али иногда
лица, занимавшие видные посты
на службе. У него было много вра-
гов, он получал множество руга-
тельных писем, но в каждом ведом-
стве и учреждении были и друзья,
люди нового веяния, доводившие
до сведенья его о разных злоупот-
реблениях и безобразиях. Э тим
объясняется та отзывчивость «И с-
кры», то, что обличительные стре-
лы ее язвили повсюду. Часто в за-
маскированной форме обличались
такие безобразия, которые, как ка-
залось виновникам их, происходи-
ли в четырех стенах. По в отделе
«Нам пишут» всегда все сообщали
в замаскированной форме, не на-
зывая ни настоящей ф амилии и
обличаемого лица, ни местности,
где злоупотребление или безобра-
зие происходило, хотя так искус-
но, что обличаемый сейчас был уз-
наваем. Города и губернии имели
свои прозвища, обличаемому так-
же придумывали такую характер-
ную кличку, что он под ней надол-
го так и оставался среди обывате-
лей своего города. Делалось это
замаскирование такж е и ввиду
цензурных условий, так как цензу-
ра, опасаясь ответственности, не
пропускала ни настоящего назва-
ния города, ни настоящ их ф ами-
лий. Исключения делались только
для нападок на лиц из журналис-
тики и актерского мира. Театраль-
ные же чиновники попадали в
«И скру* под псевдонимами. Так
тогдашний начальник репертуар-
ной части, П. С. Федоров, звался
Губошлепом (прозвище, данное ему
среди актеров), и читатели один от
другого знали, о ком идет речь. О
театральных делах и делишках да-
вали сведения актеры Ф . Л. Бурдин,
И. Ф . Горбунов, И. Е. Чернышев
(автор пьесы «Испорченная жизнь»
и др.), II. А. Каратыгин, который при
объявлении о подписке на «Искру*
был даже упомянут в числе сотруд-
ников, а также и Г. Н. Жулев (Скор-
бный поэт). Артист В. В. Самойлов
зарисовывал даже портреты для
воспроизведения в карикатурах, так
как фотографии тогда были еще
довольно редки.
П. А. Каратыгин был замеча-
тельным каламбуристом. О тноси-
тельно участия его в «Искре* ни-
чего не помню, но каламбуры, ска-
занные им в разговорах, попада-
лись в «Искре». Каламбур на фа-
милию Игнатьева - «и гнать его»,
появившийся в «Искре* под одной
из карикатур, - каламбур П. А. Ка-
ратыгина. Помню, что за знаком-
ство с В. С. Курочкиным актеров,
однако, преследовало театральное
начальство. П. С. Федоров прямо
даже делал некоторы м актерам
выговоры. Ф . А. Бурдин выверты-
вался, потому что на него самого
появлялись нападки в «Искре», но
Жулев, подававший тогда надеж-
ды, как актер, был затерт Федоро-
вым и режиссером Е. И. Вороно-
вым, любимцем Федорова.
Из оперных певцов Курочкина
посещали и сообщали «театральные
тайны* тенор Ф . К. Никольский и
бас В. И. Васильев (оба поступив-
шие на сцену из Невских певчих),
и контральто Д. М. Леонова.
Помню, что в первый день мо-
его знакомства с В. С. Курочки-
ным, когда я стал с ним прощаться,
чтоб уйти, он мне вдруг, улыбаясь,
задал вопрос:
- Водку пьете?
- Пью, - отвечал я.
- Ну, то-то. Курица и та пьет. А
я Курочкин - сын, стало быть, и
подавно пью. Не хотите ли сейчас
червячка заморить? - предложил
он мне и вместе с другим сотруд-
ником повел в свою столовую.
Обстановка квартиры Куроч-
кина не гармонировала с роскош-
ной лестницей, по которой я к нему
взбирался. Он жил очень скромно.
М ебель была везде простенькая,
потертая. В столовой стоял глад-
кий, без резьбы буфет и овальный
раздвижной стол со множеством
ножек. На столе на простых тарел-
ках стояли соленые закуски, крн-
ночка страсбургского пирога, гра-
фин водки и красное вино. Куроч-
кин очень любил жирный страс-
бургский пирог, и криночка с этой
закуской всегда находилась у него
на столе, как мне впоследствии и
пришлось заметить.
Э то «заморение червячка»,
после приемных часов редактора,
происходило у В. С. Курочкина
каждое воскресенье. Закуска не
убиралась со стола вплоть до обе-
да, до 5 часов. Знакомые приходи-
ли и уходили. Водки тогда все со-
трудники «Искры » пили много.
Исключение представляли Стопа-
новский и Г. 3. Елисеев. Да я не
помню, чтобы Елисеев и оставал-
ся закусывать. Он всегда жаловал-
11<чп'чшн 11втгрбу1иа. М Я (19)/ 2004
предыдущая страница 6 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст