^Строительство и архитектура
68
второго рельефа в Большом зале
Агатового павильона. На гравюре
обозначены все основные персона-
жи этой композиции. В центре -
Адонис, отвергающий предостере-
жения старой служанки, умоляю -
щей его не ехать на охоту. Справа -
груши из опечалетшой Венеры и го-
рестно жестикулирующих трех гра-
ций, а слева - слуги Адониса, веду-
щие его могучего коня и свирепых
собак. Первоначальная композиция
«Венеры и Адониса», так же как и
«Альдобрандинской свадьбы», во
время работы скульптора над при-
способлением ее для Большого зала
Агатового павильона, претерпела
большие изменения. Ваятель умень-
шил количество действующих лиц,
убрав фигуры старой служанки, од-
ного из спутников Адониса, Амура
и сохранив только одну из трех Гра-
ций, окружающих Венеру. Кроме
того, он поменял персонажи места-
ми, перенеся Венеру из правой час-
ти рельефа в левую, а двух слуг с
конем и собаками - наоборот , из ле-
вой в правую, и удлинил его за счет
механически приставленного к ядру
композиции изображения воина с
копьем (аналогичного включенному
в «Альдобрандинскую свадьбу»). Но
самое главное - сцена стала гораздо
более эффектной и динамичной бла-
годаря замене тяжеловесного, валь-
яжно шествующего коня Адониса на
горячего скакуна, с трудом удержи-
ваемого атлетически сложенным
юношей. Разумеется, несмотря на
все привнесенные в него изменения,
смысл сюжета остался прежним.
Однако недостаточно было атрибу-
тировать надкаминные композиции
Большого зала. Требовалось еще до-
стоверно установить принадлеж-
ность их Рашеггу. Если в отношении
рельефов Купального зала и Яшмо-
вого кабинета, впоследствии повто-
ренных в Аванзале и Столовой дома
Державиных, такого вопроса не воз-
никало, поскольку в отношении их
авторство Рашетта подтверждалось
и договорами скульптора с конторой
строения села Царского, и рапорта-
ми Камерона, то с композициями
Большого зала дело обстояло не-
сколько сложнее. Контракт на их
исполнение был заключен не с са-
мим скульптором, а с подрядчиком.
Таковым
являлся
Ж ан-Батист
Шарлемань. По профессии он был
«резного и золотарного дел мастер»,
но подряды брал на все отделочные
работы, и уже сам нанимал непос-
редственных исполнителей. Текст
договора Ш арлеманя с конторой
строения от 24 мая
1784 года
М. Г. Воронову обнаружить не уда-
лось. Но все работы, выполненные
подрядчиком в соответствии с ним,
перечислены в рапорте Камерона от
19 апреля 1786 года. Среди них
фигурируют и «Над двумя ками-
нами сделанные из мрамора два ба-
рельефа больших»*'. Естественно,
возникает вопрос: какого же скуль-
птора привлек Шарлемань для ис-
полнения этих барельефов?
Элементарная логика говорит
о том, что наиболее целесообразно
было бы поручить эту работу тако-
му мастеру, который бок о бок с
Шарлеманем трудился в Агатовом
павильоне, создавая скульптурный
декор его интерьеров, в том числе
и того самого Большого зала, где
предстояло установить камины и
мраморные рельефы над ними. Та-
ким человеком был именно Ра-
шетт. Н о и помимо логического
обоснования имеются другие кос-
венные и прямые свидетельства,
подтверждаю щ ие авторство Ра-
шетта в отношении обоих релье-
фов Большого зала. К числу кос-
венных доказательств может быть
отнесено то, что в ходе настоящего
исследования удалось обнаружить
в «Каталоге книгам, изданиям и
рисункам М узея Императорского
фарфорового завода», созданного
в период службы там Рашетта, упо-
минание о наличии в музее того са-
мого париж ского издания 1786
года, где имелись гравюры «Аль-
добрандинской свадьбы» и «Вене-
ры (Цетеры) и Адониса», послу-
ж ивш ие исходны м материалом
для создания одноименных релье-
фов Большого зала42.
К сюжету «Альдобрандинской
свадьбы» Рашетт обращался не-
сколько раз. В 1793 году (как раз
тогда, когда достраивался дом Дср-
А л ьд обро нд и нская свад ьб а.
Фрагмент. Бисквит.
Сервиз А. А. Безбородко.
ГРМ. Ф-710
ІІсто/шм Пстгі>буі»а.
. 4
3 (19)/ 2004
предыдущая страница 69 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст