^Строительство и архитектура
Ф етида в кузнице Гефеста. Барельеф. Гипс. Д о реставрации.
Д ом Державиных. Аванзал
жавнных) Екатерина II повелела
изготовить на Фарфоровом заводе
за счет Кабинета для своего прибли-
женного
будущего
канцлера
А. А. Безбородко парадный сервиз,
не уступающий по богатству знаме-
нитому Арабесковому. Его делали
очень долго, и он не был окончен еще
в царствование Павла I. Однако со-
хранились реестры, составленные в
1794 и 1795 годах и содержащие пе-
речень уже изготовленных предме-
тов этого сервиза. Среди них упо-
минаются два «филе», то есть на-
стольные статуэтки из нсглазурован-
ного фарфора - «Свадьба Альдоб-
рандмно»43. Одна из них сохрани-
лась до настоящего времени и нахо-
дится в собрании Русского музея44.
Это «филе* представляет собой не
всю композицию «Альдобрандинс-
кой свадьбы», а лишь ее централь-
ную группу - невесту и утешающую
ее наперсницу (причем в точно та-
ком же положении, как на рельефах
Агатового павильона и дома Держа-
виных). Правда, работа над серви-
зом Безбородко началась лет через
семь после создания рельефов Ага-
тового павильона. Но Рашетт впол-
не мог включить в него композиции,
исполнявшиеся им ранее.
Наконец, в Российском госу-
дарственном историческом архиве
в фонде Кабинета е. и. в. сохранил-
ся очень интересный документ,
именующийся «Опись моделям и
формам, состоящим под смотрени-
ем коллегского советника кавалера
Рашета в наличности по модель-
мейстерской палате по 21 число сен-
тября 1802 г.*45. П о-видимому,
опись составлена в связи с подго-
товкой к отставке Рашетта с долж-
ности модельмейстера, состояв-
шейся через два года. В ней, среди
прочих моделей, ф игурируют два
экземпляра группы из двух фигур
«Свадьба Альдобранднно*46. Это
еще одно свидетельство о принад-
лежности ее Рашетту. Н о гораздо
важнее, что опись подтверждает его
авторство в отнош ении других
композиций, имеющ ихся в доме
Державина. В примечании к ней
говорится: «Сюжеты: Ф ектида в
кузнице Гефеста, Адонис, отправля-
ющийся на охоту и удерживаемый
Цетерой, не обнаружены (равно как
и отдельные персонажи, фигуриру-
ющие в этих композициях)»47.
Из этого примечания явству-
ет, что хотя в момент составления
описи модельмейстерской фарфо-
рового завода группы, исполнен-
ные на сюжеты «Адонис, удержи-
ваемый
Цетерой» и «Ф ектида
(Фетида) в кузнице Гефеста» и не
были обнаружены, но изначально
они там существовали и их иска-
ли, но, к сожалению, нс нашли. Та-
ким образом мы получаем под-
тверждение авторства Рашетта и в
отношении этих двух композиций.
О собо следует остановиться на
второй из них. Дессюдепорт «Ф е-
тида в кузнице Гефеста»4®
, находя-
щийся в Аванзале, является един-
ственным из шести сюжетов рель-
ефов, насчитываю щ ихся в инте-
рьере дома Державина, который не
имеет аналога среди скульптурно-
го декора Агатового павильона. Он
изображает морскую богиню Ф е -
тиду (главную героиню «Альдоб-
рандинской свадьбы»), приш ед-
шую в кузницу бога огня Гефеста,
чтобы там изготовили новые дос-
пехи для ее сына Ахилла взамен
прежних, подаренных им Патрок-
лу, убитому в битве с троянцами.
М орская богиня сидит на камне,
положив руку на уже изготовлен-
ный шлем, а Гефест, на пару с под-
ручным, самозабвенно выковыва-
ет знаменитый щит Ахилла. Как
уже отмечалось, упоминание этой
композиции в описи 1802 года до-
казывает. что и она вышла из мо-
дельной мастерской Фарфорово-
го завода. Следовательно, имеют-
ся все основания причислить ее к
творениям Рашетта. Ценность это-
го рельефа, обнаруженного в Аван-
зале дома Державиных, тем более
значительна, что, по-видимому, он
является единственным уцелев-
шим произведением Рашетта, ис-
полненным на подобный сюжет.
Итак, это исследование подо-
шло к концу. Каковы же его итоги?
Думается, что в результате проде-
ланной работы удалось с опреде-
ленной достоверностью устано-
вить сюжеты, автора и время ис-
полнения ансамбля рельефов, де-
корирующих парадные помещения
такого интересного и малоизучен-
ного культурно-исторического и
архитектурного памятника, как дом
Державина, пополнить список про-
изведений Рашетта и пролить свет
еще на один эпизод в истории мно-
голетнего творческого содружества
трех блестящих деятелей российс-
кого «века Просвещения» - Держа-
вина, Львова и Рашетта.
Быть может, это не так уж мно-
го, но, как сказал Артур Конан-
Дойль устами своего героя профес-
сора Челленджера, «самый незна-
чительный успех, достигнутый в
лаборатории, - один из тех кирпи-
чиков, что идут на сооружение хра-
ма науки, перевешивает все полу-
ченное из вторых рук.
..».
' О сновны е материалы по истории строительства и бы тования лома Д ерж авина см. в справке А . Н . Петрова: Д ом б. Д ерж авина
(Наб. р. Ф о н тан к и № 118): И ст.-хулож . исслед. Л ., 1959. М аш и н оп и сь. Н аучно-техн и чески й архив И н сти ту та «Л енпроектрестав-
рацня». И нв. № 1518. В дальнейш ем - П етр ов А . Н . У к и с соч. П озднее эта справка, подготовленная к печати О . М . К орм и лици-
ной, бы ла о п уб л и кован а в сб о р н и к е « П а м я тн и к и и сто р и и и кул ьтур ы П ете рб урга. И ссл е д о в а н и я и м атериалы » С П б ., 2002.
С .
102-138.
6 9
II mini чиї
.4 (19)/ '2004
предыдущая страница 70 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст