&
локада Ленинграда
лсно 24 097 тонн зерна, муки и кру-
пы, 1131 тонна мясных и молочных
продуктов, кроме того, перевезено
значительное количество боепри-
пасов, горючего и других крайне
необходимых защитникам города
грузов.
Недостаток пищи, наступив-
шие холода и постоянное напряже-
ние изнуряли осажденных. Люди
слабели, передвигались медленно,
часто останавливались. На 9 нояб-
ря запасы продуктов питания сни-
зились: муки - до 24 дней, крупы и
жиров - до 18, мясопродуктов -
до 8 и сахара до 22 дней.
.. Люди
питались так плохо, что смертность
с каждым днем росла.
Тем не менее и в тех условиях
люди, как правило, оставались
людьми. В военно-историческом
труде «Стойкость* автор приво-
дит невыдуманный пример из
жизни населения осажденного Ле-
нинграда: «Ш офер грузовой ма-
шины, доставлявшей свежевыпс-
ченный хлеб в магазин, был убит
вражеским снарядом. Буханки
хлеба рассыпались по мостовой,
вокруг темнота. Условия самые
благоприятные для хищения, не-
кому и не с кого спросить. Но это-
го не произошло. Прохожие со-
брали буханки хлеба, оцепили
разбитую машину и охраняли дра-
гоценный груз, пока не пришла
другая машина. Голод косил лю -
дей, однако никто не позволил
себе взять и куска хлеба. Кто зна-
ет, может быть, многие из них
вскоре умерли от голода*.
С началом ледостава на Л а-
дожском озере, как известно, на-
чала действовать ледовая трасса -
Дорога жизни. «Эту дорогу, - пи-
сал А. В. Хрулев, - строили и обес-
печивали ее эксплуатацию весь
Ленинград, все его героическое и
многострадальное население, час-
ти и учреждения тыла Ленинград-
ского фронта, Краснознаменный
Балтийский флот, железнодорож-
ные части и войска Н КВД . Борьба
за Дорогу жизни велась не только
на самой трассе, но и в цехах заво-
дов и фабрик, на судостроитель-
ных и судоремонтных верфях, на
железнодорожных и водных путях
сообщения, причалах и пристанях,
в учреждениях и научно-исследо-
вательских институтах**. Кстати,
авиация доставляла в Ленинград в
основном
высококачественное
Очистка военной автомобильной дороги (ВАД) от снега
продовольствие, такое, как мясо в
блоках, сахар и т.п.
На Дороге жизни велась геро-
ическая борьба за увеличение по-
дачи грузов с восточного берега
Ладожского озера на Западный. На
дороге кроме гужевого транспорта
работало 3000 грузовых автомоби-
лей, в том числе с санными прице-
пами и тракторами с санями, а так-
же были задействованы силы и
средства для необходимого содер-
жания дороги, ремонта машин и
прикрытия с воздуха.
Героизм, отвага, самоотвер-
женность стали нормой поведения
на Дороге жизни. Водители по-
многу часов, а иногда сутки напро-
лет не оставляли кабин. Даже ра-
неные не бросали руля. Трактори-
сты, грейдеристы, регулировщики
делали все возможное, чтобы обес-
печить безостановочное движение
транспорта. За одну зиму во льдах
озера и на грунтовых участках до-
роги было потеряно 1004 автомо-
биля. Водители по нескольку су-
ток работали без сна и отдыха. Они
знали, что груз каждой машины -
это 16 тысяч блокадных ленин-
градских пайков.
Водитель Хуторной, например,
проработал без сна 30 часов, сде-
лал
шесть
рейсов
на машине
«ЗИ С -5* и перевез в Ленинград
18 тонн груза.
С 29 ноября 1941 года по
21 апреля 1942 года по Дороге жиз-
ни было перевезено 268 400 тонн
продовольствия - 75% общего ко-
личества перевезенных по ней гру-
зов. Это позволило к весне 1942
года создать для войск и населения
города двухмесячные неприкосно-
венные запасы продовольствия и
переходящие запасы в пределах
6-8 суток. В результате возросше-
го подвоза продовольствия с 24 ян-
варя 1942 года была увеличена
норма выдачи хлеба9, а затем мяса.
Хлеба стали получать: рабочие -
400 граммов, служащие - 300 грам-
мов, иждивенцы и дети - 250 грам-
мов, войска первой линии - 600
граммов, войска тыловых частей -
400 граммов.
С 8 февраля 1942 года горя-
чую пищу в войсках стали гото-
вить регулярно, 3 раза в сутки.
П опы тка немецко-ф аш истских
захватчиков удушить голодом ге-
роических защитников Ленингра-
да провалилась.
За этот же период времени
было эвакуировано из Ленинграда
514 069 человек и 58 800 единиц
различных народнохозяйственных
грузов.
Первая глава героической эпо-
пеи Дороги жизни закончилась
25 апреля 1942 года. К летней нави-
гации было построено 10 металли-
ческих барж и четыре железнодо-
рожных парома грузоподъемностью
1000 тонн каждый. На пароме раз-
мещались четыре паровоза или
шесть вагонов. Они были построе-
ны в Ленинграде силами ленинград-
цев. Когда А. В. Хрулев выдвинул
предложение о постройке таких
барж, нашлись руководители, кото-
рые считали это делом нереальным.
Но действительность опровергла
81
Напоїт и ІІет грбуїиа. М .4 (1 9 )/ 2004
предыдущая страница 82 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст