в
етербургскому учителю
«(Рассадник
истинного
обжалования»
(к 180-летию Третьей Санкт-Петербургской гимназии)
Т. И. Пашкова
' 0 Н ° Л 300-летия города на Неве
q g ^ /8 0 день рождения отметила
одна из старейших гимназий север-
ной столицы - Третья Санкт-Пе-
тербургская'. Она была открыта
26 января 1823 года в доме Панте-
леймоновского училища в Соля-
ном переулке, 12, и до 1832 года
носила название Санкт-Петербург-
ской гимназии. С самого начала
своего существования это учебное
заведение имело особую специфи-
ку, отличаясь от других столичных
гимназий. Ее открытие, по-види-
мому, было тесно связано с борь-
бой различных взглядов чиновни-
ков Министерства народного про-
свещения и С.-П етербургского
учебного округа на цели и смысл
гимназического образования.
Дело в том, что еще в сентябре
1805 года, в соответствии с пред-
писаниями первого Устава учебных
заведений, в Петербурге была уч-
реждена губернская гимназия, рас-
полагавшаяся на углу Мещанской
улицы и Демидова переулка (ныне
Казанская улица и переулок Грив-
цова)2. Довольно долго она служи-
ла своеобразной эксперименталь-
ной площадкой для окружного на-
чальства. Важнейшие перемены в
учебном плане губернской гимна-
зии были произведены попечите-
лем С.-Петербургского округа мо-
лодым графом С. С. Уваровым в
1811 году3. Тогда из гимназическо-
го курса были удалены такие дей-
ствительно сложные для подрост-
ков 1 3 -14-летнего возраста пред-
меты, как политэкономия, филосо-
фическая грамматика, коммерчес-
кие науки, финансы, эстетика.
Вместо них было усилено препо-
давание математики и русского
языка, особое внимание было уде-
лено
«классическим
языкам»,
прежде всего латыни, а также по-
явились уроки Закона Божьего.
Через несколько лет министерство
распространило этот признанный
удачным опыт на другое гимназии
Российской империи.
Однако все эти нововведения
не способствовали решению глав-
ной проблемы, стоявшей перед ок-
руж ным
начальством
в
лице
С. С. Уварова, - привлечения в
новое учебное заведение детей
дворян и чиновников. Известный
исследователь истории образова-
ния Н. Алешннцев довольно метко
охарактеризован отношение дво-
рянства к гимназиям как «пассив-
ную забастовку*4. Проявлялось
это прежде всего в том, что дворя-
не и чиновники предпочитали от-
давать своих детей в частные пан-
сионы, обучать их на дому, отправ-
лять за границу, а не определять в
гимназию, где им пришлось бы си-
деть на одной скамье со всяким
«сбродом*5. Стремясь переломить
ситуацию, Уваров добился дарова-
ния первой столичной гимназии
особых преимуществ. 10 февраля
1817 года вышел императорский
указ, но которому вы пускники
гимназии, окончившие курс с от-
личием, при поступлении на служ-
бу получали X IV класс по Табели
о рангах наравне со студентами
университетов, а при производ-
стве в высшие чины гимназичес-
кий аттестат также приравнивал-
ся к университетскому*. Через год,
14 февраля 1818 года, наряду с вы-
пускниками некоторых других
российских учебных заведений,
петербургские гимназисты получи-
ли право производства в офицерс-
кие чины всего через полгода пос-
ле поступления на военную служ-
бу7. Эта уловка сработала, хотя и
ненадолго, и гимназические клас-
сы быстро стали наполняться уче-
никами. Очевидно, получив ука-
занные преимущества, С.-Петер-
бургская губернская гимназия пе-
реживала свой «звездный час*, на
нее было обращено «всеобщее вни-
мание*". Однако эта внезапная по-
пулярность была лишь только од-
ной стороной медали.
В министерстве явно шла борь-
ба с Уваровым и его начинаниями
на ниве народного просвещения, у
него было много оппонентов, кото-
рые активно плели интриги. В ре-
зультате в 1821 году он ушел в от-
ставку с поста попечителя округа, а
его преемник, печально знаменитый
Д. П. Рунич, тут же предал все но-
83
История Urmrpnyp/a. М3 (19)/ 2004
предыдущая страница 84 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст