я.
етербургскому учителю
84
вовведения графа Уварова анафе-
ме. Министерство выражало свое
неудовольствие тем, что в преобра-
зованном виде столичная гимназия
превратилась в «некоторое высшее
училище», существовавшее отдель-
но «от общего состава учебных за-
ведений»9. Вдруг обнаружилось,
что она не выполняла свои главные
задачи, предписанные уставом, -
готовить молодых людей для по-
ступления в университет и выпус-
кать учителей для уездных и при-
ходских училищ10. Очевидно, пос-
леднее утверждение соответствова-
ло действительности. Многие роди-
тели быстро смекнули, что выгод-
нее и проще отдать свое чадо в гим-
назию, чтобы по выходе из нее не
пришлось грызть гранит универси-
тетской науки, а сразу получить все
положенные на гражданской пли
военной службе льготы. В резуль-
тате университет посещало пример-
но в три раза меньше молодых лю-
дей, чем гимназию11. Не лучше об-
стояло дело и с подготовкой учите-
лей в низшие учебные заведения.
Из более чем 650 вы пускников
Первой С.-Петербургской гимна-
зии всего лишь около 10 человек
избрали учительскую или препода-
вательскую стезю12. В этом нет ни-
чего удивительного: в докладе Глав-
ного правления училищ от 25 ок-
тября 1817 года отмечалось, что
многие молодые люди быстро «те-
ряют ревность к многотрудному и
маловидному учительскому заня-
тию и оставляют сие звание.
..
прельщаясь личными выгодами
другого рода службы и званий.
..*13.
Очевидно, именно после сме-
ны руководства учебного округа
было принято решение об откры-
тии в столице второй по счету гим-
назии (впоследствии стала назы-
ваться Третьей). Она была преоб-
разована из так называемого Учи-
тельского института (открытого на
самом деле еще при С. С. Уварове
осенью 1819 года) на основании
постановления от 25 июня 1822
года14 и первоначально называлась
С.-Петербургской гимназией. «По
наследству* от упраздненного ин-
ститута новое заведение получило
30 казенных воспитанников, инс-
пектора Ф. И. Мнддендорфа, прак-
тически весь преподавательский
состав, а также специализацию -
подготовку к «учительским долж-
ностям*.
«Наиболее классическая
из классических
в С.-Петербурге.
..»
Но вот пришел великий грозный час:
Вступая в храм
классической науки,
Чтобы держать экза.иен
в первый класс, -
Я полон дикой робости и муки".
Гимназический курс составлял
четыре года. Мальчики 12-15 лет,
родители которых решили отдать
их учиться в гимназию, подверга-
лись вступительному испытанию,
где должны были продемонстриро-
вать знание краткого катехизиса.
Ветхого и Нового Завета, русской
Выпускные значки
грамматики (этимологии и синтак-
сиса),
латинской
грамматики,
арифметики, основ немецкого и
ф ранцузского (чтение, диктант,
«некоторый навык в разговоре»)16.
Для детей 9-12 лет, не имеющих
достаточных знаний, открывалось
два подготовительных класса -
они обучались в общей сложности
шесть лет. В дальнейшем к нович-
кам стали предъявляться еще бо-
лее серьезные требования. Хотя в
программу вступительных экзаме-
нов для поступаю щ их в первый
класс не входили испытания по
латыни и новым языкам, дети дол-
жны были бегло читать, уметь пе-
ресказывать краткие рассказы, де-
лать этимологический разбор, пи-
сать под диктовку без ошибок, про-
честь наизусть стихотворение, чи-
тать по-церковнославянски, знать
четыре действия арифметики, ре-
шать задачи и уметь пользоваться
счетами17. Впрочем, по воспомина-
ниям некоторых выпускников, ис-
пытание могло проводиться без
всякой торжественности - на бегу,
в коридоре, и занимать не более
15 минут, но при этом опытный
глаз учителя или директора сразу
определял подходящий класс для
новоиспеченного гимназиста1*.
Предполагалось, что в гимна-
зии будет обучаться свыше 100 че-
ловек (к упомянутым выше учени-
кам долж ны были добавиться
30 воспитанников Императорско-
го человеколю бивого общества,
40 своекоштных, то есть самостоя-
тельно оплачивающих свое обуче-
ние, а также вольноприходящие)19.
Важно учесть, что здесь с самого
начала, в отличие от первой сто-
личной гимназии, стремившейся
привлечь детей состоятельных ро-
дителей, делалась ставка на «недо-
статочные семейства», поэтому
плата за обучение была установле-
на сравнительно небольшая: 400
рублей ассигнациями в год плюс
при поступлении единовременно
100 рублей, белье, обувь, шинель и
фуражка, столовый прибор; за по-
лупансионера, пользовавшегося
только обеденным столом, родите-
ли платили 200 рублей, а для воль-
ноприходящ их учеников плата
была почти что символическая -
15 рублей ассигнациями в год20.
В новом учебном заведении
при
его
откры тии
трудилось
10 ш татны х преподавателей и
История
//(•шг/,о//;,/«
,\Ь
3
(19)/ 2004
предыдущая страница 85 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст