л
етербургскому учителю
кий и рисование вводились в ка-
честве обязательных предметов. В
остальном с
содержательной сто-
роны,
на мой взгляд, каких-то прин-
ципиальных отличий не было; про-
сто одни и те же предметы в двух
гимназиях преподавались с разной
очередностью.
Вскоре после возникновения
новой (и опять-таки единствен-
ной) Петербургской гимназии в
министерстве произошли очеред-
ные перемены: министром стал не-
безызвестный Л. С. Ш ишков, чьи
взгляды откровенно противоречи-
ли нормам и духу устава 1804 года.
В начале 1820-х годов курс столич-
ной гимназии и Высшего училища
претерпел некоторые частные, но
весьма характерные изменения. В
гимназии было ограничено препо-
давание риторики и пиитики; зато
усилены славянская грамматика,
русская история и древние языки;
учителям логики было предписа-
но «не вдаваться в излишние от-
влеченности и избегать всех пово-
дов к внушению материализма»30.
В Высшем училище отменили ес-
тественное право, поскольку оно,
как говорилось в докладе попечи-
теля округа Д. П. Рунича, «препо-
давалось на.
.. ложных началах и
умозрениях, противоречащих ис-
тинам христианства»31.
В 1828 году, уже при следую-
щем министре, кн. К. А. Ливене, был
принят новый Устав учебных заве-
дений, однако его практическая ре-
ализация в Петербурге началась
только через два года. В результате
в столице впервые было сформиро-
вано три гимназии: Санкт-Петер-
бургскую переименовали в Третью,
Высшее училище - во Вторую (ей
вновь был присвоен статус губерн-
ской), а Благородный пансион при
университете - в Первую33. С этого
времени учебный курс всех трех
учреждений регулировался едины-
ми предписаниями министерства33.
Тем не менее Третья гимназия и
здесь сохранила свою специфику -
в ней по-прежнему преподавался
греческий язык в качестве обяза-
тельного предмета.
Наиболее серьезные измене-
ния были внесены в устав 1828
года (§§ 145 и 235) в 1849/50 году,
когда ученики с 4-го класса долж-
ны были разделиться на два отде-
ления; те, кто собирался поступать
в университет (их называли «фи-
лучило преимущественно филоло-
гическое направление (латынь пре-
подавалась с 3-го класса, греческий
- с 4-го, законоведение было отме-
нено, не преподавалась также есте-
ственная история)36. С этого вре-
мени Третья гимназия стала в Пе-
тербурге единственной «класси-
ческой»37 и оставалась таковой
вплоть до революции.
«Класс - это храм,
а учитель в нем - это жрец!»
...и вот я в новом мире,
где божество
директор в вицмундире
При основании гимназии пре-
подавать в ней были приглашены
лучшие по тем временам педагоги-
ческие силы столицы. К таковым
прежде всего необходимо отнести
К. Ф . Свенске, Федора И. Буссе,
М. М. Тимаева и А. Г. Ободовско-
го, которые, будучи еще студента-
ми Педагогического института, в
1816 году были отправлены на не-
сколько лет в Англию для изуче-
ния передового метода взаимного
обучения Ланкастера и Белля, а
затем в Иверден в институт Песта-
лоцци3*. Тимаев и Ободовский
проработали в заведении всего
5 лет, а их товарищи задержались
в гимназии надолго, связав с ней
свою профессиональную карьеру.
Федор Буссе, получивший звание
профессора Пединститута, прослу-
жил больше 30 лет, преподавая ма-
тематику и физику, а с 1838 по 1859
год был еще и директором гимна-
зии. Старожилом этого учебного
заведения стал и его брат, Франц
Буссе, работавший до 1860 года.
Карл Свенске, учитель немецкого
языка, бессменно преподавал в
старших классах до 1849 года. По-
чти десять лет в гимназии суще-
ствовал особый ланкастерский
класс, правда, работали в нем по-
чему-то совсем другие учителя39.
Хотелось бы тем не менее под-
черкнуть, что в целом проблемы с
кадровым составом в Третьей гим-
назии были вполне типичными для
российских средних учебных заве-
дений X IX века. Во-первых, это ча-
стая смена учителей, особенно
древних и новых языков (средний
срок службы составлял 5 -6 лет,
многие покидали заведение через
год-два). Во-вторых, большинство
Г. А. Князев.
1896 г.
лологами» независимо от избран-
ного факультета), усиленно изуча-
ли греческий и латынь; те же, кто
мечтал о военной или гражданской
службе, - соответственно матема-
тику и законоведение3'. Однако в
Третьей гимназии нововведение
не прижилось. Бывшие воспитан-
ники К. К. Сент-Илер и Л. Н. Мод-
залевский в своих воспоминани-
ях отмечали, что те ученики, кото-
рые отказывались от греческого,
теряли право поступления в уни-
верситет и на получение чина33.
Желающих изучать законоведение
оказалось слишком мало, и через
два года это учебное заведение по-
Выпускник гимназии
А. М. Журавский.
1911 г.
87
11п1Ю1шм 11гт1'рСу1иа. .М> Я (!!))/ 2004
предыдущая страница 88 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст