е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
м ногочисленны х работ по я зы ко -
знанию , литературоведению , педа-
гогике Владим ир Я ковл евич С то -
юнин. О н сам окончил эту гим на-
зию в 1845 году. В и д и м о , уж е в
ш кольны е годы сф о р м и р о в а л и сь
его п роф ессиональны е интересы ,
поскольку в списке литературны х
произведений гим назистов, о тм е -
ченны х о к р уж н ы м н ач а л ь ств о м ,
первым стояло сочинение Стою ни-
на «Беглый взгляд на историю об-
разования»30. П о сл е гим назии он
окончил ун и верси тет и всю свою
ж изнь посвятил преподаванию . В
Третьей гим назии В. Я . С то ю н и н
работал с 1853 по 1871 год. Ученики
его очень любили и уважали, отме-
чая «настоящ ую образован н ость,
соединенную с культурностью » и
«большую нравственную силу*31.
Н есмотря на то, что с разными
п р е п о д а в а те л я м и о т н о ш е н и я у
во спитанников скл ады вались по-
разном у, в ц ел о м , как зам еч ал
В.
П . О с т р о г о р с к и й , « л и ч н о с ть
учителя.
.. была в глазах учеников
священна, и если проделывались.
..
всякие дурачества в младш их клас-
сах, то в старш их уж е ничего п о -
д обного п очти не сл учал ось.
..» 32.
Совсем иначе обстояло дело с вос-
питателями. Ф у н к ц и и ком натны х
надзирателей и гувернеров вы пол-
н ял и, как п р ав и л о , и н о стр а н ц ы ,
плохо владевшие русским язы ком.
П о уста в у 1828 года э то дол ж ны
были бы ть лю ди «благовоспитан-
ные», имею щ ие «свидетельство в
надежной нравственности и хоро-
ш ем п о в е д е н и и * 33. Н а п р а к ти к е
ими становились больш ей частью
«отставные юнкера или неудавш и-
еся чиновники», «загнанные н уж -
дой на каторж ную , оплачиваемую
ж алкими грош ами, подневольную
воспитательскую служ бу», главная
обязанность которы х заклю чалась
в наведении внеш него п ор яд ка34.
О н и следили за тем, чтобы учен и -
ки не опаздывали на уроки, не ш у -
мели и не ш алили во время пере-
мен, не приносили в гимназию не-
дозволенны х слад остей и п о с т о -
ронних книг. Вели себя гувернеры
зачастую весьма грубо, в ходу были
затрещ ины, брань, поэтом у неуди-
вительно, что мальчики восп рини-
мали их как «страш ны х врагов и
угнетателей», м аленькие их б о я -
лись и не лю били, а старш ие не ува-
жали. М еж ду гимназистами и вос-
питателями разыгрывались иногда
н асто ящ и е баталии: п ансионеры ,
например, нападали на комнатны х
над зи рател е й вечером в те м н ы х
ко р и д о р ах «скопом », м азали им
л и ц о ч е р н и л а м и и л и о б р е зал и
фалды, устраивали в спальнях «бе-
нефис», визжа и мяукая в несколь-
ко десятков глоток одновременно.
П р и х о д я щ и е у ч е н и к и затевал и
возню на переменах, дразнили не-
ко торы х безобидны х гувернеров,
награж дая их разны ми прозвищ а-
ми - «Сыч», «Чиж ик», «Рябчик»,
«Копейка* и т. д.33
О днако несмотря на эти иног-
да довольно рискованные ш алости,
в отнош ении больш инства мальчи-
ков к гимназии, по крайней мере,
м лад ш их классов, д о м и н и р о вал о
о д н о ч у в с т в о - стр а х . Б о я л и сь
ш вейцара, гувернеров, учи тел ей ,
инспектора, но, пож алуй, больш е
всего - директора, которы й в сво-
ем завед ен и и бы л «царь и Б ог*.
С а м ы м
и з в е стн ы м д и р е к то р о м
Третьей гимназии, ф игурой почти
легендарной, известной всей сто -
лице, был В ильгельм Х р и сти а н о -
вич Л ем ониус. П о национальности
немец, он родился и вы рос в П е -
т е р б у р ге . сам к о гд а -то о к о н ч и л
Т р е ть ю ги м н а зи ю , затем П е т е р -
бургский университет, в 1848 году
получил степень м агистра гречес-
кой и ри м ской словесности. Д о л -
ж ность директора он занял в 1859
году и проработал в ней больш е 30
лет, до 1897 года, поэтом у для мно-
Вильгельм Христианович Лемониус
(1817-1903).
Ученик, преподаватель
и директор Третьей
Санкт-Петербургской гимназии
гих п о ко л е н и й уч е н и к о в он был
воплощ ением самой вечности. П о
об р азован и ю и м и р о в о сп р и я ти ю
Л е м о н и у с
я в л я л ся
ти п и ч н ы м
«классиком » , «едва ли п о н и м ав -
ш им и интересовавш имся чем-ни-
будь вне своего классически моно-
то н н о го сущ ествования»36. Госпо-
д ин д и р екто р преподавал в стар-
ш их классах латы нь и греческий.
М н о г и е
в ы п у ск н и к и
ги м н а зи и
упоминали о нем в своих воспоми-
наниях, но, пож алуй, самый выра-
зительны й словесны й портрет о с-
тавил Д . М ереж ковский.
Лемониус директор, глух и стар.
Софокла нам читал и Одиссею,
Нас усыплять имея редкий дар,
Но до сих пор пред ним благоговею.
Лишь вспомню,
с крепким запахом сигар,
Я вицмундир перед скамьей моею
И тонкий пух его волос
И в голубых очках багровый нос.
П о оценкам некоторы х совре-
м енников, Л е м о н и у с, хоть и был
человеком добродуш ным, до конца
своих дней оставался по духу «нем-
цем», п л охо говоривш и м п о -р ус-
ски; п о это м у в гим назии царили
ж есткая д исци пл ина и педантизм.
Л ем о н и ус был в Петербурге свое-
образны м знаменем классицизма,
р ь я н о о тста и в а л н ео б хо д и м о сть
изучения древних языков и возра-
жал против введения в гимназичес-
кий курс естествоведения37.
«Студенты П усто го ры нка*3*
О, юность бедная моя, как .мало
Ты вольных игр и счастья мне дала:
Классической премудрости начат,
Словарь латинский, холод,
скука, мгла.
..
К а к уж е у п о м и н а л о сь выш е,
гимназисты делились на три основ-
ные категории: пансионеры, полу-
пансионеры и приходящ ие. Значи-
тельная часть учеников содерж а-
лась за счет средств казны, импе-
раторского двора и л и ц вы сочай-
ш ей ф ам и л и и , разл ичны х казен-
ны х учреж дений и капиталов бла-
готворителей, хотя, конечно, были
и те, чьи родители сами оплачива-
ли обучение.
С о с л о в н ы й состав уч ащ и хся
Третьей гим назии имел свои осо-
бенности по сравнению с другими
сто л и ч н ы м и учебны м и заведени-
ями. Первая гимназия изначально
89
Пгшо/шм Пгтг/иіу/иа. МЛ (19)/ 2004
предыдущая страница 90 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст