е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
была ориентирована исклю читель-
но на прием детей потомственны х
дворян, в нее не допускались полу-
пансионеры и приходящ ие39. К о н -
ти н ген т учеников В тор о й ги м н а -
зии был более или менее стабиль-
ным - это дети дворян и чиновни-
ков, дети, п р о и схо д и вш и е из д у -
х овн ого зв ан и я , из го р о д с к и х и
сельских сословий, а такж е и н о ст-
ранцы“ . В Третьей гим назии коли-
чество дворянских детей неуклон-
но увеличивалось, но при этом со-
хранялся достаточно пестры й со -
сл о вн ы й со ста в уч е н и к о в : в это
учебн ое завед ение п р о д о л ж ал и
п р и н и м а ть м а л ь ч и к о в из сем ей
«бедных и недостаточны х родите-
лей». О б этом ж е св и д етел ьству-
ю т м ем уар ы б ы в ш и х п и то м ц е в
ги м н а зи и
р азн ы х
в ы п у ск о в :
«...было множ ество казен н око ш т-
ных, большею частью круглы х си -
рот, или, вообщ е детей б езо твет-
ных бедных чиновников, счастл и -
вых тем, что дети.
.. пристроены.
..*
(В. П. О строгорский, 1850-е годы),
«состав у ч а щ и х ся .
.. вкл ю чал и
вп ол не « д ем о кр а ти ч еск и е* э л е -
менты (они даже преобладали), и
детей из семей вы сш ей бю рокра-
тии.
.. У ч и те л я - надо о тд а ть им
эту справедливость - о тн о си л и сь
вп ол не
о д и н а к о в о
ко
всем *
(В . Д . Набоков, 1880-е годы )61.
Тяж ел ее всех п р и х о д и л о сь в
гимназии, конечно, пансионерам ,
которы е проводили в ней всю не-
делю за исклю чением вы ходны х.
Н е случайно один из бы вш их уче-
ников вспоминал, что у его то в а -
рищ ей бы л и « бо л ьш ей
ч астью
бледные или тем ного цвета лица,
вследствие соверш енно негигиени-
ческой ж и зн и - м н о го си д ел и в
спертом воздухе, при плохом о с -
вещении и не было вовсе ни спорта,
ни игр*62. Распорядок дня пансио-
неров был очень напряж енны м -
поднимали детей ежедневно в 5.30
- 6.00. С 8 до 12 и с 14 до 15.30
п р о д о л ж ал и сь у р о к и . П р и это м
первую половину дня ребята ф ак-
тически оставались голодны м и -
им давался только сбитень (н а п и -
то к из воды, п атоки и л авр ового
л и ста) и булка. О б ед е нн о е меню
бы ло весьма однообразны м и п о -
вторялось изо дня в день - это щи,
суп с картош кой или крупой, хлеб
с квасом и пироги с каш ей или ва-
реньем. Н а отдых отводился всего
час-полтора днем (если была хоро-
шая погода, мальчиков вы пускали
во двор) и два часа вечером. С семи
часов ученики готовили уроки на
сл ед ую щ ий день и о тп р а в л я л и сь
спать в 21.00.
У ч и ть ся в д о р ево л ю ц и он н ы х
гим назиях бы ло нелегко; ш и роко
практиковалось оставление н е у с-
певающих на второй год, и бывали
случаи, когда некоторы е сидели в
одном классе до 5 - 7 л ет подряд.
А бсолю тное больш инство м альчи-
ков. приходивш их в первый класс,
по разны м п р и ч и н а м не д о б и р а -
л о с ь до в ы п у ск а . Н о п о д сч е там
Н . Аничкова, вы пускники Третьей
ги м н а зи и в сред н ем с о ста в л я л и
16% от числа поступавш их учен и -
ков63. Зачастую родители сами за-
бирали ребенка из учебного заве-
дения, стремясь как мож но раньш е
п р и о б щ и ть его к сем ей н о м у б и з-
несу. Н екоторы е стремились отдать
сына, когда придет время, в пажес-
кий корпус или лицей, рассм атри-
вая при это м гим назию как заве-
дение «для одного занятия празд-
ны х д е тск и х л ет и м и м о х о д о м * .
Ч а с т ь у ч е н и к о в и ск л ю ч а л и
из
ш колы за нерадивость или плохое
поведение64.
П о утверж дению м ногих бы в-
ш и х в о сп и т а н н и к о в , в кл а сса х
гимназисты, особенно старш ие, ос-
воивш иеся и привы кш ие к поряд-
кам своего завед ения, вели себя
п р и л и ч н о , даж е у «слабы х и н е-
взы скательны х учителей*. М а л ы -
шам, только что вы пустивш им за-
ботливую руку родителей, гим на-
зи я первое время казалось тю р ь -
мой, казармой. Э то и немудрено -
взы скания сы пались на провини в-
ш и хся как из рога изобил ия. Н а -
казания следовали буквально за все
- опоздание в школу, невыученные
у р о к и , не сл и ш к о м б ы с т р ы й и
внятны й ответ на вопрос учителя,
небреж ны й в н еш н и й вид, ш ум в
коридоре во время перемен
И Т.Д .
и
т.п. Накапывали, «дергая.
.. за воло-
са или за уш и, а такж е били л иней-
кой по пальцам.
..*“ . Такое отнош е-
ние к учен и кам в о сп р и н и м а л о сь
как долж ное и протестов, как пра-
вило, не вызывало. Гораздо непри-
ятнее было простоять весь урок на
коленях возле кафедры преподава-
тел я и л и в ко р и д о р е , л и ш и т ь с я
обеда или законного о тп уск а д о -
мой. Н о самым страш ны м наказа-
нием бы л и, ко н еч н о , ро зги (дл я
м лад ш их) и карцер (для старш е-
классннков). П рактически на всех
мальчиш ек, подвергш ихся экзеку-
ц и и ил и о став ш и хся по сч а стл и -
вой сл у ч а й н о сти сто р о н н и м и на-
б л ю д а те л я м и , о ж и д а н и е и сам а
процедура порки производили не-
и згл ади м ое впечатление. П ор оли
обы чно по субботам в гимназнчес-
кой бане сп ец и ал ьн о состоя вш и е
д ля это го при учебном заведении
со л д а ты . Д в о е д ю ж и х м о л о д ц о в
держ али провинивш егося за голо-
ву и за нога, а двое д р уги х секли
«ужасно больно» и иногда так сил ь-
но, что мальчика потом вы носили
на просты не в лазарет66. В карцер
могли посадить на несколько часов
и держ али все это время на хлебе и
воде. С о в то р о й п о л о в и н ы X I X
века в н утр и ш к о л ьн ы й реж им не-
сколько см ягчил ся, в том числе и
в Третьей гим назии, телесны е на-
к а зан и я б ы л и отм ен ен ы . Н о все
равно тогдаш ним гимназистам и не
сн и л ась та «свобода нравов*, к о -
торая ц арит в соврем енны х учеб-
ных заведениях. Н апример, в 1874
год у М и н и сте р ств о просвещ ения
в ы п у сти л о « П р ави л а для у ч е н и -
ков гимназий и прогимназий», ко-
торы е регламентировали букваль-
но каж ды й ш аг ш кольников и на-
п ом и н ал и военны й устав. У ч е н и -
ки не только не имели права поки-
дать здание гим назии без особого
разреш ения, но даж е м енять зак-
репленное за ним и место в классе;
сидеть долж ны бы ли обязательно
прямо, «не облокачиваясь и не раз-
валиваясь», при лю бом ответе на
у р о к е вставать и т.д. Н е м еньш е
вн и м ания уделялось и внеш коль-
ной ж изни воспитанников. Театры
разреш алось посещ ать с больш ими
о гр а н и ч е н и я м и , стр о ж а й ш е в о с-
прещ алось бывать на маскарадах, в
клубах, трактирах, кофейнях, кон-
дитерских и других «подобных за-
ведениях*. В н е дом а гим назисты
бы ли обязаны всегда бы ть в ф ор-
менной одежде, застегнутой на все
п угови ц ы , не н о си ть никаких у к -
раш ений и тросточек67.
Гимнастика ума полезный труд,
Направленный к одной
великой цели:
Нам выправку казенную дадут
Для русского чиновничьего строя,
Бумаг, служебных дел и геморроя.
П озвол и м себе не согласиться
со стол ь п ессим истичной оценкой
Д . М е р е ж к о в ск о го . С р е д и о к о н -
ч и в ш и х Т р е ть ю ги м н а зи ю б ы л о
90
Истории Петербурга. М3 (19)/2004
предыдущая страница 91 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 93 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст