е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
м н о го
вы д аю щ и х ся
п е д а го го в ,
ю ри сто в, м ед иков, п у б л и ц и сто в ,
литераторов, приносивш их пользу
своему О теч еств у“ .
П о им ею щ им ся данны м , хотя
и неполны м“ , но все же отраж аю -
щ им о п р е д е л е н н у ю те н д е н ц и ю ,
больш инство вы пускников гим на-
зии (до 90%) продолж али свое об-
разование в вы сш их учебны х заве-
дениях. Н аибольш ей п оп ул я р н о с-
тью пользовались университеты , в
первую очередь, конечно, С .- П е -
т е р б у р гск и й ; н е к о то р ы х суд ьб а
забрасывала в М оскву, Киев, Х а р ь-
ков, Казань, Дерпт, а такж е в Б ер-
лин, Гельсннгфоргс и другие евро-
пейские города. М н о ги е п итом ц ы
ги м н а зи и , как уж е у п о м и н а л о с ь
выш е, вы бирали п едагоги ческую
стезю. Например, за первые 50 лет
около 20 бы вш их во сп и тан н и ко в
стали работать учителям и в своей
ш кол е. Л ю б о п ы т н о , ч то м а к с и -
мальное количество бы вш их у ч е -
ников, так ил и иначе св я зав ш и х
свою судьбу с трудами на ниве на-
родного просвещ ения (89%), отн о-
силось к первому вы п уску (1827).
О чевидно, это бы ло связано с об -
стоятел ьствам и учреж д ения д а н -
ного уч еб н о го завед ен и я и тем и
целями, которы е перед ним стави-
лись. В дальнейшем на протяж ении
нескольких десятилетий число пе-
дагогов и ч и но внико в М и н и с т е р -
ства просвещ ения, вы ш едш и х из
стен Третьей гимназии, колебалось
в среднем от 5 до 20%. И ск л ю ч е -
нием , видим о, не сл у ч а й н о , стал
Толстовский и, особенно, Д елянов-
ск и й п ери од , ко гда в ш к о л ь н о м
деле проявились откровенно реак-
ц и о н н ы е те н д е н ц и и .
М о л о д ы е
лю ди стали п редп очи тать д р уги е
виды д еятельности, и количество
воспитанников, посвятивш их себя
преподаванию , довольно резко со -
кратилось.
Н есм отр я на ф илологический
п роф иль гим назии, больш инство,
как ни странно, поступало на ю ри-
дические ф акультеты университе-
тов, далее ш ли ф и л о л о ги ч ески й ,
м а т е м а ти ч е с к и й ,
е сте ств е н н ы й
ф акультеты. Д овольно много бы в-
ш их питом цев гимназии избирало
врачебную спец и ал ьность (М е д и -
ко-хирургическая академия, В оен -
но-медицинская академия и меди-
ц и н ски е ф акультеты ун и в е р си те -
тов в совокупности стояли на вто-
ром месте по п оп ул ярности). В ы -
пускников Третьей гимназии м ож -
но б ы л о та к ж е в с т р е т и т ь ср ед и
студентов Технологического, Л е с -
ного, Политехнического, Э л ектр о-
те х н и ч е ско го , А р х и т е к т у р н о го и
других Петербургских институтов.
Х о т я многие, став взрослы ми,
довол ьно серьезно и справедливо
к р и ти к о в а л и свою aim a m ater за
многочисленны е недостатки, в це-
лом их воспоминания о днях юно-
сти окраш ены ум и л ьн ы м и и бла-
го д ар н ы м и то н а м и - тако во уж ,
оч евидно, св о й ств о человеческой
п а м я ти .
П о ж а л у й , то ч н е е всех
сф о р м ул и р о в ал общ ее впечатле-
н и е п р о ф е ссо р Н . Я . Ч и сто в и ч :
«...в младш их классах она казалась
нам тю рьм ой, а к вы пуску мы по-
степенно привязались к ней.
.. гим-
назия п риучила нас к труду и не-
со м н е н н о вн уш и л а стрем ление к
зн а н и ю и вы сш и м человеческим
идеалам.
.. почти все стрем ились в
ун и в е р си те т и м ногие посвятили
себя науке. Ш кола, внуш ивш ая та-
кое направление своим питомцам,
исполнила свою задачу»70.
В о к т я б р е 1918 года Т р е тья
муж ская гимназия была объедине-
на с ж енской гимназией Ю ргенс и
п ереи м ен о ван а в Е д и н ую тр у д о -
вую ш колу д вух ступеней. Н о это
уж е совсем другая история.
..
1
Н ы не в здании гимназии размеш ается 181-я ш кола Центрального района.
1
Н ачальное и среднее образовани е в С ан кт-П етер б ур ге . X I X - начало X X в. С б о р н и к докум ен тов. С П б ., 2000. >6 4. Э та
гим назия первоначально назы валась С а н к т-П е те р б у р гск о й губернской гим назией (1 8 0 5 -1 8 2 2 ), затем была переименована в
Вы сш ее училищ е (1 82 2-18 30), позж е - во В торую гим назию (с 1830 г.).
I Там же. № 11. С м . такж е: И сто р и че ская запи ска 75-лстия С .-П е те р б ур гск о й В то р о й гим назии. С П б ., 1880. Ч . 1 / С ост.
А .
В. Курганович. С . 3 6 -4 3 (далее - Курганович А . В. И стори ческая записка).
' А лсш ннцсв И . И стори я гим назического образования в России. С П б ., 1912. С . 42.
5
П о Уставу 1804 г. гимназическое образование бы ло откры то для детей лю бого социального происхож дения и национально-
сти. - Полное собрание законов Р осси й ской империи. Т. 28. С П б ., 1830. >6 21.501. § 14, 38.
* Н ачальное и среднее образование.
.. N
9
14.
’ С б о р н и к постановлений но М и н и сте р ств у народного просвещ ения Т. 1. С П б ., 1864.
313.
* Курганович А . В. И стори ческая записка.
.. Ч. 1. С . 46.
* С бо рн и к постановлений по М Н П . Т. 1. М> 434.
'• Устав 1804 г. § 4. 12.
" См.: Курганович А . В. И стори ческая записка.
.. Ч . 1. С . 46 -47; Воронов А . С . И стори ко-статистическое обозрение учебных
заведений С .-П етер бургского учебного окр уга с 1715 но 1828 г. С П б ., 1849. С . 129-130.
II См .: Курганович А. В. И стори ческая записка.
.. Ч . 1. С . 130-152.
13
Историческая записка пятидесятилетия Третьей Санкт-петербургской гимназии / С ост. Н. Аничков. С . 3 (далее Аничков Н.
И сторическая записка).
91
//гню/нш
Игтгрбурга.
AS
Я (19)/2004
предыдущая страница 92 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст