j
* е ц е н з и и
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ СЕРИИ
«ПИСЬМА КАК ЗЕРКАЛО ЭПОХИ»:
Александр Николаевич Бенуа и Сергей Павлович Дягилев.
Переписка (1893-1928).
Александр Николаевич Бенуа и
Мстислав Валерианович Добужинский. Переписка (1903-1957).
Составление, подготовка текста и комментарии
И.. И. Выдрина. СПб.: Изд-во «Сад искусств», 2003.
Г .
Ю. Стернин
не искусствознание, увы, не
Рпохвастаться последователь-
ным и серьезным вниманием к пуо-
ликационной работе с архивным ма-
териалом, к постоянному расшире-
нию Источниковой базы научных вы-
водов и обобщений.
Быть может, особенно не везет
здесь такому исследовательски нео-
бычноважному жанру эпистолярного
наследия, как встречная переписка де-
ятелей культуры, сильно влиявших на
судьбы отечественного изобразитель-
ного искусства (стоит в скобках заме-
тить, что литературоведение гораздо
более заботливо относится к подобно-
го рода историческим документам).
На этом, скажем прямо, не очень
радостном фоне появление недавно
друг за другом двух скромных по внеш-
нему виду изданий, двух «переписок»:
Александра Бенуа и С. Г1. Дягилева и
того же Бенуа с М. В. Добужинским
воспринимается как достаточно серь-
*
1
.1
!
1
;
|
:
1
• У
'
<•
1
&
X*
,
.
5
(
\
*
'V
'
ф
а *
96
Мстислав Валерианович
Добужинский с женой и дочерьми.
Фото ателье
К. К. Буллы. 1908 г.
Сергей Павлович Дягилев
езное событие нашей научной жизни.
Естественно, что в первую очередь
книга эти очень обрадуют специалис-
тов, занимающихся эпохою Серебря-
ного века. Но их реальный научно-
культурный потенциал, безусловно,
многообразней, а читательский адрес
- значительно шире. Сейчас, когда
общественно востребованным оказа-
лось не только отечественное искус-
ство завершившегося века, но и сама
память о личностях, это искусство
творивших, подобные публикации
обретают первостепенное культуро-
ведческое значение. Личностный уро-
вень общения соучастников творчес-
ких исканий - важная сторона худо-
жественной жизни любой эпохи, весь-
ма серьезно помогающая вникнуть в
суть историко-культурной ситуации,
понять внутренние импульсы ее раз-
вития. Когда творческие споры или
даже просто житейские разговоры ве-
дут между собой такие яркие фигуры,
как Александр Бенуа Сергей Дягилев,
Мстислав Добужинский, это достоин-
ство переписки сказывается вполне
определенно.
В атмосфере доверительных бесед
трех дружественно настроенных друг
к другу людей явно обозначаются две
основные темы. Первая - история из-
вестного художественного объедине-
ния «Мир искусства», увиденная из-
нутри глазами его создателей и спод-
вижников, посвященных во все се ра-
достные и горестные эпизоды, познав-
ших на собственном опыте и творчес-
кую радость, и разочарование. Вторая
тема - полная драматизма эмигрант-
ская участь целого поколения деяте-
лей русской культуры, продолжавших
и на чужбине размышлять о своем
предназначении, об исторических
судьбах отечества.
Обе книга выпущены издатель-
ством «Сад искусств» под общей ре-
дакцией В. П. Третьякова, составле-
ние, подготовка текста и комментарии
в обоих случаях осуществлены с хо-
рошим знанием дела и с должным про-
фессионализмом И. И. Выдрпным.
Как явствует из текста на авантиту-
ле, вышедшие издания - лишь нача-
ло интересно задуманной серин книг
- «Письма как зеркало эпохи». Анон-
сированы и последующие выпуски.
Это - переписка Александра Бенуа с
Д. Философовым, Е. Лансере, К. Со-
мовым, И. Грабарем и другими вид-
ными представителями Серебряного
века. Можно сказать, таким образом,
что перед нами - серьезный научно-
просветительский проект, точно учи-
тывающий современные потребности
гуманитарного знания. Все, кого за-
нимают исторические достижения и
драмы отечественной художественной
культуры, будут ждать скорейшего
осуществления этого проекта.
История llrmrpoyp/a
. 4
3 (19)/ 2004
предыдущая страница 97 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст