С
о
овременные мемуары
нам не прошли эту комиссию: один
из них по причине дальтонизма. На
их место (не прошедших комис-
сию) было уже отобрано семь че-
ловек. И по чистой случайности я,
который был из последних в соста-
ве этих семи, оказался раньше всех
в деканате. Вот уж действительно
«нет худа без добра»! Комиссию я
прошел в тот же день, и удивлен-
ная секретарша, промычав «вот это
темпы», папку моих документов,
лежащих на ее столе, отнесла в ка-
бинет декана. «Приходите завтра
часам к двум. Думаю, все будет уже
в порядке». Действительно, на сле-
дующий день мне сказали, что я
принят на судоводительский фа-
культет. И это при конкурсе 12 че-
ловек на место! Только теперь мож-
но понять, что это значит! А тогда,
из шанса «почти» невозможно.
Фактически оказался реальным
этот единственный шанс «почти».
До сих пор, по прошествии
многих десятилетий, отчетливо
помню, как бегом бросился в по-
ликлинику и почти в полузабытьи
скорее почувствовал, чем услышал:
«Годен»! А на следующий день
«Принят»!.
. и буду капитаном даль-
него плавания с высшим инженер-
ным образованием!.
.
Учебный год с сентября 1940
года по 20 июня 1941 года проле-
тел быстро, совершенно незаметно.
Занятия в институте захватили
меня, можно сказать, с первых ми-
нут полностью. Мне нравилось
учиться, познавать основы науч-
ных достижений уровня тридца-
тых годов XX века. Это усугубля-
лось тем, что в ЛИИВТе препода-
вали действительно мастера свое-
го дела - специалисты, ученые,
имена которых хотя и не были ши-
роко известны, однако.
.. Взять хотя
бы химию. Профессор Волокитин
(имени и отчества, к сожалению,
не помню) - как сейчас вижу этого
высокого, старого, увлеченного
профессора у доски, когда он, ув-
лекаясь предметом изложения,
восклицал: «Разрешите, я хотя бы
для собственного удовольствия
напишу вам эту реакцию!» И хотя
в школе я химию не любил и учил-
ся только для отметки, теперь,
словно завороженный, ловил каж-
дое слово и открывал для себя но-
вые «кирпичики» мироздания. В
свое время этот ученый провел в
лабораториях Боша в Германии
12
лет, будучи ассистентом на ста-
жировке.
Жаль, что этот заслуживаю-
щий глубокого уважения и призна-
ния человек умер в тяжелые дни
блокады Ленинграда и не дожил до
наших дней, дней технической ре-
волюции, которую он чувствовал
и предугадывал еще тогда - более
полувека назад.
Профессор Павел Адамович
Рымкевич считал, что главная за-
дача физиков - найти те элемен-
тарные кирпичики материи, из ко-
торых можно построить все - весь
мир и все его многообразие. Рым-
кевич довольно сильно сталкивал
меня с моих позиций и склонял к
противоположному мнению.
Математику преподавал Холо-
децкий. Следует сказать, что все
эти профессора были действитель-
но учеными с большой буквы: Во-
локитин в СССР внедрил все та-
кие нужные для современного су-
ществования «процессы Боша»,
Холодецкий разработал теорию
торпедного удара, Рымкевич внес
большой вклад в теорию состоя-
ния среды и распространил урав-
нения Стокса не только на газооб-
разные среды (до него эти уравне-
ния применялись лишь относи-
тельно жидкостей), но и к переход-
ным состояниям, что еще, видимо,
ждет своих продолжателей. Холо-
децкий к тому же обладал вирту-
озным даром доходчиво доводить
до сознания студентов самые слож-
ные математические понятия. Он
и
профессор
Борис
Павлович
Хлюстин (оба когда-то окончили
кадетский корпус) дали возмож-
ность философски подходить к
математике и мореходной астроно-
мии, когда они говорили о беско-
нечно больших величинах и о по-
нятиях времени. Именно благода-
ря им у меня сформировалось мне-
ние, что математическая бесконеч-
ность - конечна!.
. Иногда Хлюстин
удивлял нас неожиданными вопро-
сами, как, например: «Как геомет-
рия стала Евклидовой?», «Когда
сумма углов треугольника в гео-
метрии
была
принята
равной
180 градусам?».
Необходимо подчеркнуть, что
буквально на всех занятиях в ин-
ституте лежал «отпечаток моря».
Все профессора и преподаватели
создавали чувство «единой морс-
кой школы», и многие из выпуск-
ников именно судоводительского
факультета в дальнейшем доби-
лись в жизни многого: стали уче-
ными и государственными деяте-
лями (начальники отделов Госпла-
на,
Совфрахта,
Министерства
морского флота, докторами техни-
ческих наук, кандидатами техни-
ческих наук, начальниками служб
безопасности мореплавания, пред-
ставителями СССР в зарубежных
странах). Многих нет, многие сло-
жили свои головы на полях страш-
ной войны, многие погибли в пу-
чине морских волн. Отметим, что
первый набор судоводителей был
в 1936 году, последний - в 1940-м.
Всего пять наборов по 30 человек
из всего нашего необъятного госу-
дарства. Вечная признательность и
поклон нашим учителям, препода-
вавшим по зову сердца, призвания
и разума.
Словом, через год изучения
фундаментальных и некоторых
специальных (морских) предметов
у большинства студентов более
определенно и ясно сложилось и
собственное
мировоззрение
и,
можно сказать, появились понятия
основ науки и естествознания.
Даже на семинарах по «истории
партии» и «научному коммуниз-
му» (да и «политэкономии»), не-
смотря на догматизм и начетниче-
ство, складывалось определенное
индивидуальное мировоззрение,
хотя высказывались лишь требуе-
мые
формулировки,
но
то
-
«вслух», только для оценки этих
знаний. Но жажда новых знаний
уже вытеснялась разговорами о
предстоящей
«плавательской»
практике, которая планировалась,
как обычно, на бригантине «Вега»
в Азовско-Черноморском бассей-
не. Учебный год заканчивался: все
экзамены были сданы на «отлич-
но», и близость лета и предстоящей
практики стала доминировать над
всеми другими делами и вопроса-
ми. Все студенты-судоводители,
мои однокурсники не ленинградцы
уже разъехались, покинув Ленинг-
рад (вот почему о судьбе своих од-
нокурсников-судоводителей до сих
пор я не имею никаких сведений).
Удовлетворенный учебой, полный
надежд, ждал я отъезда на «парус-
ную практику». Но была и какая-то
тревога в ожидании встречи с мо-
рем: а смогу ли я стать хорошим
моряком.
Известно, что сила уда-
19
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 18 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст