П
ригороды
Привет
(иЗ прошлого
иЗ
Терийоки
Зеленогорска)
Г. С. Усыскин
44
Во второй половине XIX века
жителей Петербурга все больше
стало привлекать побережье Фин-
ского залива на Карельском пере-
шейке. Популярности этих мест
способствовало строительство же-
лезной дороги. 11 сентября 1870
года гудок паровоза нарушил лес-
ную тишину. Открылось регуляр-
ное движение между Петербургом
и Выборгом.
С той поры Карельский переше-
ек начал быстро обживаться. Скром-
ные дома и нарядные дачи петербур-
жцев вырастали вдоль берега Фин-
ского залива. Туда приезжало нема-
ло писателей, художников, актеров,
ученых. Своеобразным центром той
живописной курортной зоны, кото-
рую справедливо нарекли «Север-
ной Ривьерой», стал небольшой ры-
бацкий поселок, а позднее уже ку-
рортный город - Терийоки. Город-
парк, город моря, солнца и живитель-
ного воздуха в 1948 году получил
новое имя - Зеленогорск.
В конце XIX - начале XX века в
нем строили петербургские зодчие
Ф. С. Харломов, Н. Г. Кудрявцев,
А. А. Гимпель, П. П. Бук, А. А. Оль,
И. А. Фомин, Г. К. Лукомский. Ар-
хитектором «Общества благоуст-
ройства дачной жизни в Терийо-
ках» был Ю. Ф. Бруни. Ему при-
надлежало здание казино с концер-
тно-театральным залом. Работали в
Терийоках и финские архитекторы.
К глубокому сожалению, из этих
дачных построек, ярких и ориги-
нальных образцов стиля модерн и
неоклассицизма, чрезвычайно мало
сохранилось до наших дней.
В первое десятилетие XX века
Терийоки из года в год росли и рас-
ширялись. «Под общим названием
община Терийоки, - рекламировал
один из путеводителей того време-
ни, - разумеется огромная, унизан-
ная дачами береговая полоса, верст
на 20, и полоса эта с каждым годом
увеличивается».
К 1907 году в Терийоках офи-
циально числилось 1400 дач. В лет-
ний сезон туда приезжало до 55 000
дачников, а постоянно проживало
более 5000 человек. В летний пе-
риод из Петербурга приходило до
10 составов в день. На станции по-
езд стоял 15 минут. Продолжи-
тельность стоянки объяснялась та-
моженным осмотром багажа чина-
ми финляндской таможни.
Попытаемся представить, как в
разгар жаркого лета у широкого
деревянного перрона станции Те-
рийоки останавливался поезд, пе-
реполненный столичными пасса-
жирами. Из вагонов выходили
дачники в светлых коломянковых
или полотняных костюмах свобод-
ного покроя. Встречающих и праз-
дношатающихся тоже, как прави-
ло, на перроне было достаточно.
Большинство из пассажиров
рассаживались в брички - легкие
рессорные экипажи. Часть приез-
жих, перейдя железнодорожное по-
лотно, направлялась пешком к цен-
тру по Большой дороге. Постепен-
но все они растекались ручейками
в боковые улочки и переулки.
Не слишком широкая, зажатая
магазинами, дачами, глухими за-
борами центральная магистраль
приводила к дороге, которая тяну-
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 43 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст