П
ригороды
Т р и
веКа
Новой Ладоги
Н. Ф. М орозова, С. А . М орозов
Каждый, кто приезжает в Но-
вую Ладогу, оказывается по-свое-
му очарован. Кого-то пленяют при-
родные прелести, и особенно - сти-
хия воды, царящая здесь. Кто-то
восхищается торговой сноровисто-
стью и предприимчивостью ладо-
жан, кто-то неудержимо предает-
ся историческим размышлениям.
Размышлениям о том, как малый
город, расположенный в устье реки
Волхов, оказался вписанным в
большую российскую историю.
Предыстория города, трехвеко-
вой юбилей которого отмечается в
2004 году, начинается с истории
древнего Николо-Медведского мо-
настыря. В самом названии обуст-
роенного в XV веке в устье Волхова
монастыря «читается» его посвяще-
ние святому Николаю-угоднику,
покровителю странствующих и мо-
реходов, и географический ориен-
тир - урочище Медведец, место
расположения монастыря.
Монастырь, владелец земель-
ных угодий и рыбных тоней, имел
в Новгороде на Торговой и Со-
фийской сторонах дворы. Вероят-
но, к середине XVII века монастырь
начал приходить в упадок, число
братии сократилось, и в 1651 году
Николо-Медведский монастырь
был приписан к Саввино-Сторо-
жевскому монастырю, а в 1704
году упразднен.
Осенью 1702 года, собирая в
Ладоге войска для предстоящего
штурма Нотебурга, Петр I имел воз-
можность оценить стратегическое
удобство
Николо-Медведского
монастыря, а потому уже в 1704
году, после успешного овладения
Нотебургом, Ниеншанцем и заклад-
ки Санкт-Петербурга, согласно пет-
ровской воле многие жители Тих-
вина и Ладоги (Старой Ладоги)
перебрались в устье Волхова для
обживания нового города на «мес-
те, удобном быть в коммерции».
Интерес Петра I к этому мес-
ту понятен: в условиях продол-
жавшейся Северной войны Рос-
сия должна была стремительно
развивать флот, а устья рек -
удобное место для строительства
судов. Так, уже заработали верфи
в Сясьском устье и на Свири. Тре-
тьей верфью Петровской эпохи в
бассейне Ладожского озера стала
Новоладожская. Одновременно с
закладкой верфи изменилась и
территория упраздненного мона-
стыря: был насыпан земляной вал,
по углам квадратной крепости по-
строил четыре бастиона. За пер-
вую четверть XVIII века - период
активного
функционирования
верфи на ней построили около 160
судов разных типов, но славу ее
составили два пятидесятипушеч-
ных фрегата - «Рига» и «Выборг»,
спущенные на воду почти одно-
временно в 1710 году. Это стало
событием для всего отечественно-
го судостроения, так как постро-
енные под началом английского
корабельного мастера Ричарда
Броуна
пятидесятипушечники
явились первыми линейными ко-
раблями Балтийского флота. Для
оснащения судов при верфи пост-
роили якорную мастерскую, кото-
рая выполняла государственные
адмиралтейские заказы.
Важнейшей страницей ладож-
ской истории стало строительство
обводных каналов - Староладож-
ского (прежние названия - канал
Императора Петра Великого, Пет-
ровский, Старый), годы построй-
ки 1718-1731, и Новоладожского
(канал Императора Александра II;
Александровский, Новый) 1861-
1866 годов.
Строительство было предпри-
нято с целью обхода бурного и опас-
ного для судовождения Ладожско-
го озера на пути следования судов.
Известно, что только за один 1718
год на Ладоге разбилось до тысячи
судов, шедших к Петербургу. И это
в тех условиях, когда расстраива-
ющийся Санкт-Петербург так ост-
ро нуждался в продовольствии и
строительных материалах!
Петр I, присутствовавший на
открытии строительных работ, по
легенде, вывез самолично три пер-
вые тачки земли. Первый этап
строительства канала связан с лич-
ностями А. Меншикова и Г. Скор-
някова-Писарева. Ключевой же
фигурой строительства с начала
1724 года стал Б. Х. фон Миних -
автор и исполнитель всей сложной
гидротехники канала. Ведь канал
представлял собой комплекс гид-
ротехнических сооружений, состо-
явший из системы шлюзов, резер-
вных прудов, а также мостов с шан-
дорными устройствами, которые
позволяли регулировать уровень
воды в канале.
47
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 46 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст