П
ригороды
Дом судовладельца Пентешина, построен в начале ХХ в.
2003 г. Фото Н. Воробьева
«гуляющей» за многочисленные
сопутствующие ярмарочному быту
развлечения.
Главным продуктом торга был
хлеб, доставлявшийся с Рыбинс-
кой хлебной биржи. Новоладожс-
кие купцы, оптом скупая хлеб, пе-
ревозили его на противоположный
берег Ладожского озера, значи-
тельно обогащаясь на перепродаже.
Торговые пломбы, которые и сегод-
ня можно обнаружить на волховс-
ком берегу, говорят нам о товарах,
привозимых сюда в избытке. В ос-
новном это чай, сахар, посуда, ма-
нуфактура. Ладожане же и жите-
ли уезда торговали рыбой, сеном,
лошадьми, дровами, изделиями
кустарных промыслов.
На всю Ладогу и округу были
известны
фамилии
ладожских
купцов Аристовых, Белышевых,
Кулагиных, Кукиных, Шабаниных,
Спировых.
Постепенно к середине XIX
века сложился архитектурный об-
лик города, дошедший до наших
дней без существенных изменений.
Сформировался
Николаевский
проспект - центральная улица го-
рода. Он начинается у Горбатого
моста, перекинутого через Петров-
ский канал, и упирается в Николь-
ский собор (отсюда, кстати, и на-
звание проспекта). Вокруг Гости-
ного двора (архитектор Малинин,
1841) образовались удобные тор-
говые площади. Напротив выстро-
ились в ряд каменные двухэтажные
дома богатых купцов и здания об-
Памятник на могиле
новоладожского купца-
благотворителя Н. Ф. Кулагина.
Установлен на берегу реки Волхов,
между церквями Климентовской и
Спаса Нерукотворного Образа.
2003 г. Фото Н. Воробьева
щественного
назначения
(дом
Шарова, здание думы, управы,
женской гимназии, дома Спирова,
Кукина, Белышева). Колорит цен-
тральным улицам придавали за-
зывно распахнутые окна и двери
торговых лавок, которых в 1885
году насчитывалось восемьдесят
шесть.
На рубеже XIX и XX столетий
культурная жизнь в Новой Ладоге
развивалась наиболее интенсивно.
Доказательство тому - разветвлен-
ная сеть образовательных учреж-
дений и постоянно поднимаемый
городской общественностью воп-
рос о необходимости открытия ре-
ального училища для мальчиков,
работа двух типографий и выход
газеты «Озерной край». Кроме
того, это и открытие Обществен-
ной библиотеки им. А. С. Пушки-
на, которая обслуживала читате-
лей уезда и имела печатный ката-
лог своих фондов, наличие не-
скольких театральных площадок
для приема артистических трупп,
летучего кинематографа, фотоате-
лье, духового оркестра, Летнего
сада. Это, наконец, издание Пиво-
варовым и Фридманом почтовых
открыток с видами Новой Ладоги.
Одно перечисление этих событий
из жизни Новой Ладоги рубежа
веков заставляет согласиться с де-
визом, избранным местной газе-
той: «Мирный труд плодотворнее
шумной борьбы».
Транспортное значение Ла-
дожских каналов изменилось в на-
чале XX века, когда в 1904 году за-
кончилось строительство желез-
ной дороги, связавшей Санкт-Пе-
тербург через Волхов с Черепов-
цом и Вологдой. Однако незначи-
тельная эксплуатация Староладож-
ского канала продолжалась до 1940
года, Новоладожский по-прежне-
му используется для местного су-
доходства.
Особую роль довелось сыграть
Новой Ладоге в годы Великой
Отечественной войны. В городе
располагались штаб, службы и база
Ладожской военной флотилии. В
начале сентября 1941 года Военный
совет Ленинградского фронта при-
нял решение об организации вод-
ного пути из Новой Ладоги в Оси-
новец - Кокорево по Ладожскому
озеру, для перевозок всех видов
снабжения осажденному городу и
эвакуации ленинградцев. Перевоз-
ки были поручены морякам Ла-
дожской военной флотилии и Се-
веро-Западного речного пароход-
ства. Уже 12 сентября 1941 года
пароход «Орел», ведомый ладож-
ским капитаном Иваном Дмитри-
евичем Ерофеевым, доставил в
блокированный Ленинград две
баржи с зерном и мукой.
С первых дней войны населе-
ние Новой Ладоги оказывало зна-
чительную помощь морякам фло-
49
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 48 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст