уша Петербурга
Лицемерно уверяя, что они, как
Бог свят, против цензуры, «добро-
хоты» придумывают всяческие «ар-
гументы» и «доказательства» -
пользы ее, родимой.
.. Совсем не ре-
тивый председатель Комитета цен-
зуры иностранной, действительный
статский советник и камергер Фе-
дор Иванович Тютчев, энергично
ратовавший за расширение гласно-
сти, иронически писал:
Давно известная всем дура -
Неугомонная цензура -
Кой-как питает нашу плоть.
..
Благослови ее Господь!
Неплохая молитва для тех вла-
стных структур, которым введение
«неугомонной цензуры» помогает
сохранить и власть, и личное бла-
гополучие. И далеко не «кой-как».
Когда видишь искаженные
злобой и ненавистью лица людей,
спровоцированных подстрекатель-
скими речами всевозможных лов-
цов душ человеческих - «ура-пат-
риотов» всех мастей, невольно
вспоминается тютчевское:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?.
.
Наш народ не назовешь сейчас
темным, непробужденным. Но
благополучия нет как нет. И так
легко сделать народ доверчивой
толпой, обозлить. Золотой луч
подлинной Свободы меркнет в
зловещих, мрачных тучах обмана
и неопределенности сегодняшнего,
тем более - завтрашнего дня.
..
А вот совершенно злободнев-
ные, как бы сегодня написанные
строки:
Конечно, вредно
пользам государства
В нем образовывать
особенное царство.
..
Многое могли бы почерпнуть
для себя наши руководители в по-
литической поэзии Тютчева. Вот,
например, стихотворное обраще-
ние к князю Горчакову, который
чисто дипломатическими усилия-
ми добился возвращения прав Рос-
'
сии на Черное море, утерянных в
злосчастной Крымской войне:
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом, -
Кто, полный бодрого терпенья,
Расчет с отвагой совмещал -
То сдерживал свои стремленья,
То своевременно дерзал.
Но кончено ль противоборство?
И как могучий ваш рычаг
Осилит в умниках упорство
И бессознательность в глупцах?
Умер Ф. И. Тютчев 15 июля
1873 года в Царском Селе на даче у
самого входа в Александровский
дворец - оттуда дочь Дарья - фрей-
лина императрицы, видные санов-
ники доставляли умирающему по-
литические новости. Последними
словами, которые он произнес кос-
неющим языком, были
«Какие но-
вости из Хивы?» -
она завоевыва-
лась тогда русскими войсками.
Конечно, для нас и наших по-
томков Тютчев прежде всего - ге-
ниальный поэт. Но Тютчев вне по-
литики - не Тютчев. Только вкупе
он - ярчайший пример подлинного
гражданина своего Отечества. Он
видел несовершенства государства,
клеймил его язвы и пороки, прори-
цал их в будущем, но его мощный
ум не назовешь безысходно мрач-
ным. У этого европейски образо-
ванного человека была подлинно
русская натура, русская душа.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только
верить
.
Поразительное стихотворе-
ние! В нем и горечь здравого смыс-
ла европейца, для которого ум -
мерило всего сущего, но это - не
весь Тютчев, для которого и при-
рода
«не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобо-
да, в ней есть любовь, в ней есть
язык»
.
И в самом Федоре Ивано-
виче не одно здравомыслие - есть
и свобода, и любовь к отчизне, не
говоря уже о языке. Нет, не случай-
но он сам в четверостишии выде-
лил слово «верить». Оно выше,
могущественнее всех общих мерок.
Вера горами движет! Но - на Бога
надейся, а сам не плошай. Бог, Бог,
да сам не будь плох. Как бы ни было
худо, беспросветно - не слепая,
вялая вера поможет, а действенная,
активная уверенность - выдюжим,
выстоим! Мы в России живем.
Есть у Тютчева и такое:
«
Сбли-
жая эпохи, восстановить связь вре-
мен, что составляет настоятель-
ную потребность моего существа»
Он не обольщался будущим своего
творчества - поэтического, и тем
более эпистолярного и устного.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
..
Но гений поэта - утонченного
лирика и страстного политика -
сблизил его и нашу эпохи, возрож-
дая животворную связь времен,
без которой все мы - сироты в сво-
ем отечестве.
66
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 65 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст