А
р
рхеология Петербурга
как боковая. Строго говоря, компо-
зиция Летнего сад лишена оси сим-
метрии. Всех огрехов не перечесть:
царский дворец задвинут в угол
сада и не претендует на роль архи-
тектурной доминанты, которая в
ансамбле так и осталась вакантной.
Трудно понять почему, но, вопреки
правилам, параллельные боковые
аллеи отстоят от Главной не на оди-
наковом расстоянии, и к тому же
резко отличаются по ширине. Из-
за этого в 1716 году не удалось по-
ставить симметрично три галереи
на берегу Невы по осям продольных
аллей. Позднее с этой проблемой
столкнулся архитектор Ю. М. Фель-
тен при расстановке трех ворот на
Невской ограде.
По правилам регулярного сти-
ля аллеи в саду должны пересекать-
ся под правильными углами, а в
Летнем саду первая от Невы попе-
речная аллея проложена как-то
странно, наискосок. Она так и на-
зывалась «Косая аллея». Невоз-
можно представить, чтобы профес-
сиональный архитектор провел та-
кую «неправильную» аллею, безна-
дежно испортив тем самым прямо-
угольную форму парадных боске-
тов и партера у Лебяжьей канавки.
Археологические
раскопки
подтвердили предположение о
том, что Косая аллея осталась от
шведских времен. Она проложена
на месте дорожки, которая неког-
да шла вдоль самого берега Невы,
очертания которого впоследствии
были довольно сильно изменены.
Можно указать еще немало
других ошибок в композиции сада.
Но и сказанного достаточно, что-
бы усомниться в участии архитек-
тора в его планировке. В специаль-
ной работе, посвященной вопросу,
кто автор Летнего сада, я попытал-
ся доказать, что сочинить такой
план мог только непосредственный
хозяин усадьбы, т.е. сам Петр I6.
Царь, конечно, прекрасно знал не-
хитрые правила регулярного пар-
костроения, но просто не считал их
обязательными.
Мы привыкли к любимому
Летнем саду и как-то не задумыва-
емся, почему ансамбль развернут
вдоль берега Фонтанки, а не Невы.
Ведь в этом случае большинство из
отмеченных недостатков можно
было легко избежать. С прибавле-
нием территории Царицына луга
(Марсово поле) увеличенный в
размерах сад мог получить более
правильную планировку. Знамени-
тый
французский
архитектор
Ж.-Б. Леблон, которому Петр I по-
ручил составить проект резиден-
ции, тотчас предложил увеличить
ее размеры. Он запроектировал ве-
ликолепный дворец на месте ны-
нешнего Инженерного замка в по-
лукружии садов, но Петр I отверг
его предложения, и неспроста.
«Если проживу три года, буду
иметь сад лучший, чем у француз-
ского короля в Версале». Эти сло-
ва слышал от самого царя некий
польский путешественник в 1720
году и принял их на счет Летнего
сада. Конечно, Петр I говорил о
новой загородной резиденции в
Стрельне, где как раз в 1720 году
был заложен грандиозный дворец.
Что касается Летнего сада, то
это поистине необычная резиден-
ция необыкновенного монарха.
Вопреки вековой традиции, как
российской, так и мировой, Петр I
попросту оставил новую столицу
без полноценной царской резиден-
ции, предоставив представительс-
кие функции усадьбе А. Д. Менши-
кова на Васильевском острове.
Там, во дворце генерал-губернато-
ра, проходили официальные цере-
монии, прием иностранных послов,
празднования всевозможных тор-
жеств. Напомним, в первые годы
Санкт-Петербурга эти функции
были закреплены также за менши-
ковским Посольским дворцом на
Выборгской стороне.
Император оставил за собой
право обосноваться в Петербурге
как частное лицо. Кто не знал, мог и
не догадаться, что в скромном Лет-
нем дворце проживает царь; многие
соседние здания на набережной
Невы выглядели куда импозантнее.
В этом смысле сравнение с Вер-
салем особенно поучительно. Лет-
ний сад, который почти целиком
мог уместиться на версальском
Большом партере, отличается от
резиденции французского короля в
принципе. Версаль - непревзойден-
ный неподражаемый образец, Лет-
ний сад - образец для подражания.
Давно высказано предположе-
ние, что Летний дворец, построен-
ный задолго до того, как появился
образцовый
проект
каменных
палат
«для
именитых
людей»
Ж.-Б. Леблона, предлагался в каче-
стве образца при застройке невских
набережных. Той же цели служил
небольшой по размерам Летний
сад. Не будем преувеличивать и
всерьез утверждать, что Летний
дворец не столько резиденция са-
модержца, сколько жилище кора-
бельного мастера Петра Михайло-
ва, строившего корабли на Адми-
ралтейской верфи и получавшего
там жалованье. Я утрирую, чтобы
подчеркнуть: в Летнем саду госу-
дарь-просветитель более просвети-
тель, чем государь. Он показал, ка-
ким должна быть идеальная петер-
бургская усадьба. Суть наглядного
урока состояла, между прочим, и в
том, что можно позволить себе не
во всем придерживаться установ-
ленных правил, соображаясь с ус-
ловием местности, своим вкусом и
представлением о комфорте.
Если, по замечанию историка
искусств Д. Е. Аркина, Версаль -
воплощение порядка, композици-
онной ясности, представительства
и отрицание уюта, присущего ре-
зиденциям французских королей
ХVI-ХVП веков, то в Летнем саду
все принесено в жертву уюту. От
Летнего сада пошли столь любимые
императрицами Собственные са-
дики. Во времена Елизаветы Пет-
ровны Летний сад так и назывался
«Собственный сад».
Подробнее о том, что пред-
ставлял собой петровский «пара-
диз», расскажу в следующий раз.
1
Семенцов С. Система поселений шведского времени / / Шведы на берегах Невы.
Стокгольм, 1998.
2
Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951; Русские регулярные сады и парки. Л.,
1963.
3 Петров П. Н. История Санкт-Петербурга. СПб. С. 170.
4 Полунин Ф. Географический лексикон государства Российского. СПб., 1773. С. 329.
5 Точное известие о новопостроенной его царским величеством Петром Алексееви-
чем на большой реке Неве и Восточном море крепости и городе Санкт-Петербург / /
Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 52.
6 Коренцвит В. А. Кто автор Летнего сада? / / Петербургские чтения: Науч.
конф., посвящ. 290-летию Санкт-Петербурга. СПб., 1993. Вып. 2. С. 274.
69
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 68 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст