троительство и архитектура
Г-Х. Паульсен. Проект дома купца Евсевьева на наб. р. Фонтанки, 35. 1807 г
кий) купец Евсевьев. Четырехэтаж-
ное здание, украшенное портиком из
четырех коринфских пилястр, было
окончено в 1812 году, однако в ином,
чем задуманный, виде. Оно стало
шире и выше на этаж, наряднее по
фасаду. Возможно, что эти измене-
ния внес сам Паульсен.
На улице Якубовича, 6, стоит
другой жилой дом, автором кото-
рого был зодчий. Вытянутое двух-
этажное здание было возведено в
конце 1790-х годов для причта*
Исаакиевского собора. Его про-
стой фасад, оформленный только
горизонтальными тягами и треу-
гольным фронтоном, не изменил-
ся со времени постройки и выде-
ляется среди соседних зданий в
стиле эклектики.
Предположительно, Готлиб-
Христиан Паульсен был автором
изящного особняка с коринфским
портиком по наб. р. Пряжки, 50.
Им долгое время владел извест-
ный купец Сампсон Суханов, по-
ставлявший гранит на стройки сто-
лицы. Однако документально это
авторство пока не подтверждено, а
стилистические приемы, исполь-
зованные для оформления фасада,
являются общими для петербург-
ского ампира начала XIX века.
Паульсен занимался не только
частным строительством. Будучи
в 1788-1797 годах губернским ар-
хитектором, он спроектировал од-
нопрестольную каменную церковь
Спаса Нерукотворного Образа в
селе Чирковицы на Нарвском трак-
те. Этот неосуществленный проект
подписан его фамилией и хранит-
ся в музее Академии художеств. В
1800 году зодчий предложил план
урегулирования Стрелки Василь-
евского острова, чему позже по-
святили свои проекты Захаров,
Томон и Кваренги. До того ему
пришлось, по долгу службы, пере-
страивать здание Главной полиции
на набережной Мойки, близ Не-
вского (ныне - наб. р. Мойки, 32).
Из прошения вдовы архитектора
выясняется, что он построил Воз-
несенский мост через Екатеринин-
ский канал. Судя по найденным
работам, Паульсен был весьма раз-
носторонним мастером7.
Младший брат Готлиба - Карл-
Христофор (17.11.1747-1780-е ?)
тоже был архитектором и тоже, не-
сомненно, учился у Фельтена. Ког-
да у его жены Юлианы Бале в авгу-
сте 1774 года родился сын Георг,
крестными были ближайшие род-
ственники: жена Фельтена и ее брат
Готлиб Паульсен. Карл служил в
Коллегии экономии, которая, в ча-
стности, ведала крепостями на тер-
ритории страны. По этой причине
он в 1775 году занимался ремонтом
крепостных церквей в так называе-
мой старой Финляндии**: Выборге,
Кексгольме, Нейшлоте, Фридрихс-
гаме и др. В 1771 году именно этот
зодчий, а не его старший брат, сви-
детельствовал Воскресенский со-
бор в Вологде, а в конце 1770-х го-
дов ремонтировал церковь Рож-
дества Иоанна Предтечи в Шлис-
сельбурге, в которой были обна-
ружены трещины. К сожалению,
авторы «Петербурга немецких ар-
хитекторов» не разобрались в бра-
тьях-архитекторах, женатых на се-
страх Балле, и посчитали их за
одно лицо8.
Карл был на три года младше
Готлиба-Христиана, но умер, похо-
же, раньше его. Кроме каменного
дома на Театральной пл., 10, кол-
лежский асессор Карл Паульсен в
1785-1790 годах владел деревян-
ным домом на углу Среднего пр. и
10-й линии Васильевского остро-
ва. Он был записан на жену - Юли-
ану, которая вторым браком выш-
ла за архитектора Ивана Петрови-
ча Кребера, служившего в Управе
благочиния9.
После того как удалось разли-
чить братьев-архитекторов, в даль-
нейшем гораздо легче будет иден-
тифицировать постройки Готлиба-
Христиана Паульсена, который, бе-
зусловно, был интересным петер-
бургским зодчим эпохи классициз-
ма, хотя и принадлежал к так назы-
ваемым «малым мастерам». Одна-
ко именно эти архитекторы в основ-
ном и строили для столичных жи-
телей дома, создавшие фоновую,
рядовую застройку, без которой
трудно представить Петербург.
О «малых мастерах» XIX века
известно очень многое, хотя их
творчество еще не оценено доста-
точно точно и объективно. С изу-
чением событий XVШ века дело
обстоит гораздо сложнее - прихо-
дится по крупицам собирать необ-
ходимую информацию, позволяю-
щую заполнить лакуны в истории
этого периода петербургской архи-
тектуры, которых, увы, немало
даже после 300-летия нашего горо-
да. Реконструкция творчества Гот-
либа-Христиана Паульсена, пусть
еще несовершенная, - это вклад в
изучение названного периода.
72
*
То есть для духовенства. —
Ред.
** Финляндия вошла в состав Российской империи лишь 1 апреля 1809 г. —
Ред.
1
Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. СПб., 2002. С. 75-77; Антонов В. В числе лучших
образцов //Веч. Ленинград. 1978. № 257; Он же. Ученик Фельтена / / Там же. 1985. № 79.
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 71 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст