троительство и архитектура
2
РБС. Павел-Петр.СПб., 1902. С. 404; РГАДА. Ф. 235. Оп. 1. Д. 425. Л. 90 об.; ЦГИА СПб. Ф. 1896. Оп. 1. Д. 1. Л. 21 об.,
177; Ф. 757. Оп. 1. Д. 1088. Л. 103; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands. Luneburg, 1998. S. 424.
3 РГИА. Ф. 470. Оп. 4 (78/198). Д. 113. Л. 16, 18; РБС. С. 404; Антонов В. Цит. ст. / / Веч. Ленинград. 1985. № 79; Коршунова
М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988. С. 122 (ссылка на картотеку Н. П. Собко).
4 РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 3913. Л. 582; РБС. С. 104.
5 ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1. Д. 55. Л. 53; Ф. 536. Оп. 6. Д. 2005. Л. 10; Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 3. С. 372.
6 ЦГИА СПб. Ф. 757. Оп. 1. Д. 999. Л. 318, 12; Антонов В. Цит. ст.; Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Василеостровский район.
СПб., 1999. С. 206-207; Николаева Т. Н. Театральная площадь. Л., 1984. С. 14-15.
7 Антонов В. Цит. ст. / / Веч. Ленинград. 1978. № 257; 1985. № 79.
8 РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 2983. Л. 3; ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1. Д. 41. Л. 133 об.
9 Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Указ. соч. С. 398.
Павел Шретер
Что знает в наши дни историк
архитектуры о петербургском зод-
чем начала XIX века Павле Шре-
тере? Ничего, если судить по не-
давно вышедшей книге «Зодчие
Санкт-Петербурга XIX - начала
XX века» (СПб., 1998), толстому
тому с биографиями и биографи-
ческими справками обо всех более
или менее значительных мастерах,
работавших в означенный период
в городе на Неве. И это несмотря
на то, что ампир, к которому при-
надлежало творчество Шретера, в
целом изучен неплохо, хотя следу-
ет сразу заметить: основательно
исследованы главным образом
наиболее видные представители
этого стиля в Петербурге. Многие
же имена второклассных архитек-
торов по-прежнему остаются не-
заслуженно забытыми.
К их числу относится и Павел
Данилович Шретер, родом из сто-
личных немцев, которого можно
поставить в один ряд с его более
известными, но равного ранга со-
отечественниками: А. Е. Штаубер-
том и Э. Х. Анертом, работавшими
в Петербурге в тот же самый пери-
од и в том же самом стиле. Как и
названные зодчие, Шретер внес
свой вклад в общую историю рус-
ского ампира, этого одного из вы-
дающихся достижений отечествен-
ной культуры.
Пауль-Эберхард (по-русски
Павел Данилович) Шретер (пра-
вильнее Шрётер) родился в 1775
году в Петербурге в семье вольно-
го, т.е. не записанного в цех, конди-
тера-немца Даниила Павловича и
его жены Ульяны (Вильгельмины)
Петровны. Дед будущего архитек-
тора - Пауль-Даниэль в 1736 году
назван членом приходского совета
Петрикирхе, что заставляет пред-
положить его появление в столице
России уже в первые десятилетия
ее существования. Следовательно,
род этих русских Шретеров доку-
ментирован в нашем городе почти
соизначально1.
Согласно обычаю екатеринин-
ского времени, трехлетний Пауль
был в 1778 году записан в службу
«артиллерии сержантом» и «про-
служил» до 1789 года, когда был
уволен «для определения к статс-
ким делам». Очевидно, после того
как закончил обучение в немецкой
школе. После школы юный Шре-
тер три года на своем коште изу-
чал «архитектуру и рисование» в
Академии художеств, где в то вре-
мя преподавали известные зодчие:
Старов, Фельтен, Захаров.
Летом 1793 года Шретер дос-
рочно завершил учебу в академии.
Дипломную работу он не подал,
удовлетворившись
аттестатом,
подписанным Фельтеном - «как в
рисовании, так и в теории архитек-
туры показал отменные успехи».
Свою
архитектурную
карьеру
Шретер начал архитектурным уче-
ником у Чарльза Камерона, кото-
рый 23 декабря 1793 года обратил-
ся к графу П. А. Зубову с отноше-
нием «определить на место (умер-
шего. -
В. А.)
Николая Рогачева
Павла Эберхарда Шретера. Он мо-
лодой человек (Ш ретеру тогда
было 18 лет. -
В. А
.) и можно упо-
вать от него великий успех и в крат-
кое время будет хороший архитек-
тор». Из приведенных слов можно
сделать вывод, что юноша обладал
дарованием, которое сразу заметил
опытный Камерон. 13 января 1794
года состоялось назначение к Ка-
мерону. Жалованье Шретера на его
первом рабочем месте все время
равнялось 450 рублям в год2.
В то время Камерон уже поки-
нул Павловск и трудился в Царс-
ком Селе над расширением гале-
реи, носящей его имя. Там он оста-
вался три года, вплоть до своей
вынужденной отставки. За то вре-
мя Шретер из архитектурного уче-
ника стал архитектурным помощ-
ником. Можно с полной уверенно-
стью утверждать, что именно у Ка-
мерона Шретер прошел отличную
практическую школу архитектур-
ной науки, после которой мог счи-
таться вполне сформировавшимся
зодчим. Отпуская его в конце 1796
года к строению Михайловского
замка, Камерон с похвалой ото-
звался о своем любимом ученике:
«показал.
.. во все время бытности
при мне преизящнейшие по худо-
жеству своему и многим другим
наукам знания, и препоручения,
ему делаемые, выполнял со всякою
точностию и неусыпною ревнос-
тию при достохвальнейшем пове-
дении» и рекомендовал его, «яко
искусного и лучшего поведения
художника для определения на со-
ответственную его знаниям долж-
ность». Однако Шретер занимал
должность архитектурного помощ-
ника при Бренне всего девять ме-
сяцев, ибо 18 сентября 1797 года
по воле императрицы Марии Фе-
доровны он был назначен архитек-
тором Павловска.
Через два года в Павловск вер-
нулся Камерон, и Шретер вновь
сделался его помощником, уча-
ствуя, согласно документам, в воз-
ведении Холодной бани, Музы-
кального и Краснодолинного пави-
льонов, этих важных поздних тво-
рений мастера классицизма. Оста-
ваясь в течение семи лет также го-
родским архитектором, ученик
Камерона определял в нем градо-
строительную политику в важный
период превращения села Павлов-
ского в уютный город-резиденцию.
Будущие исследования, несомнен-
73
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 72 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст