етербуржцы и петербурженки
В. Е. П авлов
С
л
ово о
Павле
Петровиче
М
ель
ни
к
о
ве
3 августа 2004 года Министер-
ство транспорта РФ и все желез-
нодорожники отметили 200-летие
со дня рождения выдающегося ин-
женера и ученого, одного из осно-
воположников транспортной на-
уки Павла Петровича Мельнико-
ва. Он получил образование, окон-
чив
Московский
благородный
пансион Василия Кряжева (1820),
Военно-строительную школу Ве-
домства путей сообщения (1822)
и Институт корпуса инженеров
путей сообщения (1825) - первым
по успехам (его имя занесено на
мраморную доску конференц-зала
института).
Первые годы инженерной дея-
тельности П. П. Мельникова были
связаны с улучшением работы вод-
ных путей сообщения и проекти-
рованием мостовых переходов че-
рез водные преграды, а преподава-
ние он вел в Институте по курсу
прикладной механики, получив в
1833 году звание профессора.
1830-е годы - первый период ув-
лечения П. П. Мельникова новым
видом транспорта - железными
дорогами с паровой тягой. Он под-
готовил и издал первую в России
книгу «О железных дорогах», ко-
торая получила широкое призна-
ние и стала учебным пособием для
студентов института.
Чрезвычайно развитая любоз-
нательность, стремление узнать как
можно больше, чтобы отдать всего
себя Отечеству - вот что было ха-
рактерно для П. П. Мельникова. Но
где почерпнуть новые знания, как
понять
сущность
нового
вида
транспорта, его фундаментальные
основы? Мельников был направ-
лен в зарубежные страны (1837-
1838), где досконально изучал же-
лезнодорожный путь и его парамет-
ры, все элементы сложного путево-
го хозяйства, подвижной состав
(конструкции, грузоподъемность,
паровой двигатель, нагрузка на
ось), искусственные сооружения.
Он обращал внимание на экономи-
ку транспорта, технико-экономи-
ческий подход к проектированию
железной дороги, к выбору трассы
железнодорожной линии.
Появилась канва, на которую
можно было нанести тот или иной
узор. Это позволило панорамно
увидеть весь железнодорожный
транспорт как единое целое, как
систему. Встретилось много новых
технических терминов - надо было
их понять, перевести на русский
язык, разработать отечественную
транспортую терминологию.
В
течение
15
месяцев
П. П. Мельников (со своим учени-
ком С. В. Кербедзом) побывал во
Франции, Англии, Бельгии, Герма-
нии и Австрии, ознакомился с про-
изводством паровозов и строи-
тельных машин, с технологией со-
оружения железнодорожного пути
и мостов. Мельников встречался
со многими инженерами, в том
числе с изобретателем Д. Стефен-
Николаевский вокзал в Петербурге. 1858 г Худ. О. Т. Авдеев
7 9
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 78 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст