етербуржцы и петербурженки
соном, ему помогало превосходное
знание английского, французского
и немецкого языков.
Технический отчет по резуль-
татам командировки поражает
своим объемом (5 томов на 1673
страницах и 190 листах чертежей)
и содержанием - настоящая энцик-
лопедия.
В 1839-1840 годах - новая ко-
мандировка, в США, для ознаком-
ления со строительством железных
дорог и водных путей сообщения.
И снова отчет из 5 томов (1500 стра-
ниц) с отдельным приложением из
чертежей. Материалы четырех то-
мов были опубликованы в 6 стать-
ях в «Журнале путей сообщения» в
1842 году. Пятый том - уникальное
научное исследование: технико-
экономическое обоснование стро-
ительства первой двухпутной маги-
страли в России - «Петербург-
Москва». Проектирование и стро-
ительство той магистрали под ру-
ководством П. П. Мельникова и его
сподвижника Н. О. Крафта - на-
учный и инженерный подвиг: че-
рез 8 лет, в 1851 году, железная до-
рога от Петербурга до Москвы была
открыта.
Начался следующий период
работы П. П. Мельникова, потребо-
вавший от него концентрации сил
и здоровья: главный инспектор ча-
стных железных дорог, главноуп-
равляющий путями сообщения,
первый министр путей сообщения,
автор многих изыскательских и
проектных работ, автор плана раз-
вития сети железных дорог в евро-
пейской части России, утвержден-
ного императором Александром II.
Список опубликованных научных
работ П. П. Мельникова рос из года
в год (содержит 44 наименования,
они широко используются совре-
менными исследователями). В 1858
году П. П. Мельников был избран
почетным членом Петербургской
академии наук, а еще в 1847 году
стал инженер-генералом. За выда-
ющиеся заслуги перед Отечеством
П. П. Мельников был награжден
орденами св. Станислава и св. Анны
первой степени.
В 1869 году П. П. Мельников
был вынужден уйти в отставку с
поста министра, так как его прин-
ципиальная позиция против част-
ного строительства железных дорог
не нашла поддержки правительства.
N
В
Петропавловская церковь
в Любани.
Дореволюционная открытка
В конце жизни П.П. Мельни-
ков обосновался в Любани, где за-
нялся широкой благотворительно-
стью - выделил средства на строи-
тельство церкви во имя святых
Петра и Павла (проект К. А. Тона);
на свои средства учредил школу
для детей железнодорожников,
приют для девочек-сирот и бога-
дельню для престарелых неимущих
женщин, железнодорожных рабо-
чих и служащих.
Умер П. П. Мельников в Люба-
ни в день своего рождения в 1880
году и был захоронен под алтарем
Петропавловской церкви. В 1954
году в связи со 150-летием со дня
рождения П. П. Мельникова было
принято решение о перезахороне-
нии его останков - у памятника
выдающемуся инженеру на ст. Лю-
бань (скульптор Д. М. Епифанов).
В 1999 году (после восстановления
разрушенной в годы войны церкви)
церковь была освящена патриархом
Алексием II, а в 2002 году останки
П. П. Мельникова были возвраще-
ны на прежнее место.
В 1984 году на главном здании
ЛИИЖТа была установлена мемо-
риальная доска, посвященная пи-
томцу Института П. П. Мельнико-
ву. В 2001 году мемориальные дос-
ки, посвященные руководителям
строительства дороги Петербург -
Москва, установлены на зданиях
Московского вокзала в Санкт-Пе-
тербурге и Ленинградского вокза-
ла в Москве.
В 2003 году в Москве на Пло-
щади трех вокзалов (Комсомоль-
ской
пл.)
открыт
памятник
П. П. Мельникову (скульпторы
Салават и Сергей Щербаковы).
П. П. Мельников не был женат,
его родная племянница Варвара
Алексеевна в 1883 году вышла за-
муж за Григория, сына А. С. Пуш-
кина. После отъезда из с. Михай-
ловского они жили в Маркучае под
Вильнюсом, где в имении после их
смерти по завещанию Варвары
Алексеевны был открыт музей
А. С. Пушкина.
Вся жизнь П. П. Мельникова -
яркий образец неутомимой дея-
тельности талантливого человека -
патриота России, сознававшего
необходимость быстрого развития
путей сообщения - основы процве-
тания государства.
80
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 79 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст