С
лужилый Петербург
алистов своего дела, искренне лю-
бящих свой город, мы можем сегод-
ня любоваться отличным образцом
архитектуры XVIII века, а не пяти-
этажным монстром в постхрущевс-
ком или ранне-брежневском стиле.
За примерами далеко ходить не
надо. Достаточно пройти по тому
же проспекту Римского-Корсакова
в сторону Садовой улицы, и на углу
Вознесенского проспекта перед
вами откроется ужасающий своей
убогостью и уродливостью фасад
строения, выросшего на месте вели-
колепного здания, украшавшего
этот перекресток вплоть до конца
семидесятых годов. Подобный «ше-
девр» мог появиться и напротив
Никольского собора. Сторонников
проекта было, видимо, немало. Вла-
сти города и района поддерживали
их. Ведь многоквартирный боль-
шой дом в таком месте, по сосед-
ству не только с собором, но и с Ки-
ровским театром и Консерватори-
ей, сулил чиновникам огромные
возможности.
Сегодня нет особого смысла
напоминать читателям фамилии
тех людей, которые были активны-
ми противниками восстановления
исторического облика квартала. У
каждого из них были на то свои
соображения, в том числе и твор-
ческого, а не только конъюнктур-
ного, характера.
Сегодня хочется вспомнить о
тех, кто сумел сохранить для нас
замечательный фрагмент истории
и культуры нашего города.
Это, прежде всего, ныне здрав-
ствующая архитектор проекта Со-
фия Георгиевна Никанорова и
главный архитектор института
«Ленжилпроект» Валентин Алек-
сеевич Матвеев, к сожалению, не
увидевший ансамбль, за который
он мужественно боролся, уже вос-
становленным. В. А. Матвеев умер
в самом начале проектирования, но
до последних дней, даже находясь
в больнице, с неугасающим инте-
ресом следил за ходом дела.
С.
Г. Никанорова с огромным
уважением и благодарностью вспо-
минает этого человека, который
помог ей разработать проект не-
стандартный, интересный, до сих
пор заставляющий восхищаться
тех, кто впервые приходит в этот
дом. В частности, перенос входа во
внутренний угол основного здания
ансамбля был идеей В. А. Матвее-
ва.
Блестяще
воплощенный
С. Г. Никаноровой, этот перенос
помог сделать подъезд действи-
тельно парадным, хотя и располо-
жен он со стороны двора.
Конечно, строить дом по со-
вершенно новому проекту гораз-
до легче, чем воспроизводить его
стены на том же месте с истори-
ческой точностью и, в то же вре-
мя, с учетом современных требо-
ваний к внутренней планировке, с
использованием новых материа-
лов и технологий.
«Так как легко можно было
ошибиться при постановке домов
на прежнее место, нужна была,
особенно в угловом доме, букваль-
но миллиметровая точность. Я
присутствовала
при
разбивке
осей, при укладке фундаментных
блоков, проверяла все размеры.
Балки под угловую лестницу при-
шлось передвигать несколько раз.
Спасибо, что был очень хороший
и покладистый бригадир нулевого
цикла.
.. Не обошлось и без ошибок.
Двухэтажный флигель, выходя-
щий на площадь, по ширине на
7 сантиметров меньше существо-
вавшего. Прораб Лёня не всегда был
в форме, и неправильно ориенти-
ровал стену относительно оси». Так
вспоминает о своей работе по осу-
ществлению авторского надзора
С.
Г. Никанорова. Глядя на нее,
трудно себе представить, что этой
интеллигентной женщине неболь-
шого роста приходилось не только
сутками присутствовать на пло-
щадке при закладке фундамента
(которую почему-то необходимо
было делать не иначе как в середи-
не зимы в двадцатиградусный
мороз), но и постоянно спорить с
«не всегда находящимися в фор-
ме» прорабами и рабочими, зас-
тавляя их следовать проекту, ис-
правлять ошибки, работать доб-
росовестно.
..
Все это И. Н. Наймушин уз-
нал гораздо позже, а тогда, с удив-
лением слушая рассказ жительни-
цы дома, исследователь думал о
том, что эти неожиданно и случай-
но полученные сведения должны
были отодвинуть долгожданный
выход в свет труда стольких лет.
Но у Игоря Николаевича не было
никаких колебаний: истина гораз-
до важнее, нужно продолжить ис-
следование.
Только в 1997 году автор впер-
вые взял в руки экземпляр своей
небольшой по объему, но вместив-
шей в себя множество интересней-
ших сведений книжки с истинно
петербургским названием - «Дом
для корабелов».
Прошло еще шесть лет, и вот
И. Н. Наймушин скромно стоит
среди нескольких десятков участ-
ников торжественного открытия
мемориальной доски, в создание
которой внесли свой вклад многие
люди, но которой, может быть, не
было бы, если бы не его историчес-
кие изыскания.
85
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 84 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст