С
лужилый Петербург
88
Проект восстановления. Из личного архива автора проекта архитектора
С. Г. Никаноровой
Дом № 16/2 по пр. Римского-Корсакова. Конец 1990-х гг.
Фото И. Н. Наймушина
возложены цветы к мемориальной
доске, появлению которой предше-
ствовала не только серьезная ис-
следовательская, но и большая
организационная работа.
Еще в 1991 году, в преддверии
300-летия
Российского
флота,
председатель исторической секции
ЦП НТО им. акад. А. Н. Крылова
В. В. Козырь впервые выступил с
инициативой открытия мемори-
альной доски на здании бывшего
Училища корабельной архитекту-
ры. В то время предполагалось, что
доска должна быть установлена на
доме 121 по каналу Грибоедова.
Именно этот адрес указывали из-
вестные источники.
Отличная идея, к сожалению,
пришлась на не самое подходящее
время, и дело не продвинулось
дальше предложения. Однако не
зря говорят: «Что ни делается - все
к лучшему». К лучшему оказалось
и то, чего не сделали в начале девя-
ностых. В 2002 году В. В. Козырь
при поддержке Музея истории ин-
женеров флота ВМИИ (начальник
- И. М. Кузинец) вновь вернулся к
этому вопросу. К тому времени уже
было известно, что доску надо уста-
навливать по другому адресу. В ре-
зультате
своих
исследований
И. Н. Наймушин сумел доказать, что
училище находилось в пределах того
же квартала, но в другом доме.
И вот 3 марта 2003 года губер-
натор В. А. Яковлев подписал рас-
поряжение об установлении мемо-
риальной доски.
Инструктор НТО им. акад.
А. Н. Крылова Людмила Юрьевна
Багреева, взявшая на себя всю орга-
низационную и финансовую рабо-
ту, справилась со своей задачей
блестяще. За несколько дней до
торжественного открытия доска
была доставлена на Никольскую
площадь из мастерской производ-
ственного объединения «Мону-
ментскульптура», где ее изготови-
ли по проекту известного архитек-
Мемориальная доска. Архитектор
Т Н. Милорадович. Фото автора
тора, автора нескольких мемори-
альных досок в Адмиралтейском
районе Т. Н. Милорадович. По
мнению многих, Татьяне Никола-
евне удалось в таком трудном по
своему объему и лаконичности
жанре создать прекрасное произве-
дение искусства, полностью соот-
ветствующее по форме и по духу
тому событию, которому оно по-
священо. Доска отлично гармони-
руют с тем окружением, в котором
она будет теперь жить своей осо-
бой жизнью, привлекая внимание
прохожих и рассказывая им о еще
одном маленьком, но очень важном
факте из истории нашего города.
И какой бы ни была петербургская
погода, доска эта будет всегда со-
грета теплом заинтересованных
взглядов и теплом, исходящим из-
нутри дома, частью которого она
теперь является, дома, который
славен не только своей далекой
историей, но и историей после-
дних десятилетий. Ведь лишь по
самым банальным причинам на
этом доме до сих пор нет памят-
ных знаков, которые рассказывали
бы о том, что в нем жили такие
выдающиеся музыканты и деяте-
ли культуры, прославившие не
только наш город, но и известные
за пределами нашей страны, как
скрипачи
Михаил Израилевич
Вайман
(1926-1977)
и
Борис
Львович Гутников (1931-1986),
пианист, профессор Консервато-
рии Моисей Яковлевич Хальфин
(1907-1995). И сегодня жизнь это-
го дома, находящегося в таком
важном историческом месте, на-
полнена музыкой и творчеством, и
в нем тоже создается настоящее и
будущее нашей культуры. И нет
никакого противоречия в том, что
та, пока что единственная, мемори-
альная доска, которая висит на его
фасаде, посвящена истории техни-
ки и инженерии, а не истории ис-
кусства. Ведь настоящий хороший
инженер - всегда артист своего
дела, а настоящий артист практи-
чески всегда так или иначе пользу-
ется плодами технического твор-
чества. И в этом единство двух та-
ких разных начал: техники и искус-
ства. Единство без всяких проти-
воположностей.
..
Автор сердечно благодарит
И. Г. Наймушина
и С. Г. Никанорову
за большую помощь в подго-
товке этой статьи
и за любезно предоставлен-
ные документы и фотографии.
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 87 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст