С
лужилый Петербург
Неизвестная
ф
о
т
огр
афи
я
А .
М. Ш ереметевский
В Центральном государствен-
ном архиве кинофотофонодоку-
ментов
Санкт-Петербурга
(ЦГАКФФД СПб) мне удалось
найти несколько фотографий, на
которых изображен Антон Антоно-
вич Барташевич, мой двоюродный
прадед. Одна из них датирована
1896 годом. Вторая снята явно в тот
же день. В сведениях, сопровожда-
ющих негативы, сказано, что сним-
ки сделаны на палубе императорс-
кой яхты «Александрия», и стоит
она около Петергофа. Все бы хоро-
шо, но из двух моряков, изобра-
женных на фотографии, только
один мой родич, а вот кто именно -
неясно. К сожалению, на плечах
офицеров не видны погоны, чтобы
можно было безошибочно опреде-
лить, кто из них командир яхты, а
кто - старший офицер, кто капитан
I, а кто II ранга. Пришлось предпо-
ложить, что предпочтительнее счи-
тать командиром яхты офицера,
снятого на палубе в центре компо-
зиции, а не другого, частью видно-
го на обрезе фотографии. При всей
видимой логике принятого рассуж-
дения понимаю, что доказательство
идентификации гвардейского уса-
ча на фотографии не полное.
Нашелся в том же архиве и
третий негатив, тоже выполненный
Карлом Карловичем Буллой, на-
долго приковавший мое внимание.
Специалисты архива напечатали
великолепный групповой портрет
морских офицеров на палубе им-
ператорской яхты. Старший из
офицеров, с тремя звездами на по-
гонах, кажется мне тем же челове-
ком, что изображен на фотографи-
ях, датированных
1896 годом,
только несколько постаревшим.
Впрочем, утверждать определенно,
опираясь на свое субъективное
мнение, не стану. Негатив не дати-
рован. Надпись, сопровождающая
негатив, гласит, что сняты офице-
ры на палубе яхты «Стрела». Такая
яхта в гвардейском экипаже была
в распоряжении генерал-адмирала,
великого князя Алексея Алексан-
дровича. Мне представляется, что
надпись эта ошибочна и сделана
после приобретения архива петер-
бургского фотографа у его сына
Виктора в тридцатые годы двадца-
того столетия. Для такого утверж-
дения много оснований, помимо
того, что пышноусый капитан
I ранга похож на А. А. Барташеви-
ча, изображенного на двух датиро-
ванных фотографиях.
Вентиляционные трубы ма-
шинного отделения, отлично про-
рисованные на снимке, чрезвычай-
но характерны и принадлежат
«Александрии». Согласно табели
комплектации
«Александрии»,
приведенной в Памятной книжке
Морского ведомства за 1901 год,
на яхте служили два штаб-офице-
ра и пять
обер-офицеров.
На
«Стреле» - яхте II ранга всего один
штаб-офицер и два обер-офицера.
То, что на палубе сфотографиро-
ваны пять офицеров, также сви-
детельствует в пользу «Александ-
рии». Наконец, у старшего офице-
ра на палубе три звезды на погоне,
а капитаном «Стрелы» с 1899 по
1902 год был капитан II ранга Ев-
гений Константинович Небольсин.
Сменил его в 1903 году капитан
II ранга Гирс 1-й. Проверял все по
вахтенным журналам «Александ-
рии» и «Стрелы». (В следующем,
1903 году Е. К. Небольсин стал в
том же звании командиром новой,
третьей, «Александрии»). А. А. Бар-
ташевич, командуя «Александри-
ей» с 1895 по весну 1902 года, был
капитаном I ранга. Почему я рас-
сматриваю только конец девятнад-
цатого и самое начало двадцатого
столетия, станет ясно чуть позже.
Временные границы датировки
фотографии, на мою удачу, помог-
ла установить часть мостового про-
лета, видная на снимке слева ввер-
ху. История моих разысканий ка-
жется мне интересной, поэтому
хочу привести ее подробней.
Нет сомнений, что яхта ошвар-
тована у пристани на Неве. Здание
на набережной изображено неот-
четливо, но узнать в нем Мрамор-
ный дворец можно. Специально
пошел на прогулку по любимому
району Петербурга, совмещая от-
дых с интересным, едва ли не де-
тективным делом. Сравнивал фо-
тографию и натуру. Торец Мрамор-
ного дворца и сегодня выглядит
совершенно так же, как на фотогра-
фии. Увидел даже темное, вытяну-
тое пятнышко на снимке в том ме-
сте, где сейчас расположен на фа-
саде дворца балкон. Мраморный
89
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 88 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст