дворец на заднике фотографии го-
ворит о том, что изображенная на
снимке часть мостового пролета
принадлежит Троицкому мосту.
Вот только рисунок балок на про-
лете иной. Видны перекрещиваю-
щиеся под прямым углом детали, с
декоративными розетками посере-
дине. (Поход к инженеру-проекти-
ровщику, участвовавшему в пере-
стройке разводного пролета Тро-
ицкого моста в 1967 году, позво-
лил узнать, что видны на фотогра-
фии не балки, а декоративные на-
ружные конструкции.)
Троицкий мост сразу сузил
временные рамки датировки сним-
ка. Строить его начали в 1897 году,
а торжественно открыли к двухсот-
летнему юбилею Петербурга, в
1903 году. Поначалу я приуныл,
поскольку уже в апреле 1902 года
Антон Антонович получил очеред-
ное звание контр-адмирала и пере-
дал командование «Александри-
ей» капитану I ранга Дмитрию
Дмитриевичу Всеволожскому.
Решил подробнее познако-
миться с историей строительства
Троицкого моста. Нашел интерес-
ный альбом (Богданов Г. И., Пет-
ров Ю. А., Ярохно В. И. Троицкий
мост. СПб., 1999), из которого кое-
что узнал.
Проектировала мост известная
французская фирма «Батиньоль».
В ней, кстати, работал и всемирно
известный инженер Эйфель, автор
ажурной башни в Париже. Фирма
запросила наименьшую сумму за
лужилый Петербург
проект и постройку и победила на
конкурсе. Вот только декор моста
не понравился заказчикам. Хоте-
ли что-то более монументальное,
эффектное. Украшения моста дол-
го не могли согласовать. Принима-
ли и отвергали детали, находили
новых исполнителей. В таких ус-
ловиях вполне могли изменить де-
коративную облицовку пролетов.
Стал искать фотографии, до-
кументирующие строительство
моста. В ЦГАКФФД СПб уда-
лось найти фотографию интере-
сующего меня левого пролета, с
которого и началось строитель-
ство. Датирован снимок 1898 го-
дом, когда строительство уже ве-
лось год с лишним. Пролет, еще в
деревянных лесах, сфотографиро-
ван зимой, с замерзшей Невы, с
небольшого расстояния. На фото-
графии отчетливо видны декора-
тивные детали, совершенно такие
же, какие видны на групповом
портрете морских офицеров. На-
шлась и другая фотография, от-
носящаяся к интересующим меня
годам. На опубликованной в ци-
тированном альбоме фотографии
1902 года декоративных Х-образ-
ных деталей на левом пролете уже
нет. Таким образом, временные
рамки, во время которых мог
быть сделан снимок, ограничены
1898 и 1901 годами. В те годы как
раз мой родич и командовал
«Александрией».
Как мне представляется, мож-
но персонифицировать и других
персонажей коллективного портре-
та, сделанного К. К. Буллой. Рядом
с командиром «Александрии» си-
дит старший офицер яхты капитан
II ранга Михаил Модестович Хи-
рьяков. О стоящих офицерах могу
сказать только, что это могут быть
служившие в те годы на яхте лей-
тенанты: Вейс 2-й, граф Соллогуб,
Дюбрейль-Эманнар, князь Ши-
ринский-Шихматов (1900 год) и
Сангович, Кульстрем и Стевен
(1901 год). Лейтенанты сменялись
на императорской яхте часто. Лю-
бопытные фамилии, известные в
русской истории, мелькают в до-
кументах. В 1902 году, например,
на яхте служат лейтенанты граф
Литке и князь Белосельский-Бело-
зерский.
Много раз я вглядывался в
снимок, о котором сейчас пишу.
Рассматривал незнакомые лица
офицеров. Революция в России
многое перечеркнула. Не стало
гвардейской и сословной элиты,
служившей на флоте. Тем инте-
реснее рассматривать подтянутые
фигуры,
чуть
высокомерные
лица, усы, на придание формы
которым потрачено немало часов
и фиксатуара. Особенно хорош
офицер с усами-пиками,
сто-
ящий в центре.
Многое пришлось переворо-
шить, чтобы доказать, как выгля-
дел мой родич, но если откровен-
но, я его узнал, как только глянул
на фотографии. Не нужно было и
доказательств. Узнал, и все тут*.
* Вовсе не обязательно на этой фотографии должен быть командир яхты: на снимке могли оказаться и другие офицеры
команды. Погоны большинства офицеров вполне различимы. Крайний слева - капитан II ранга (на царском флоте офицер с
тремя звездами на двух просветах на погоне был именно капитаном II ранга, а не I, как предполагает автор статьи. Только звезды
тогда располагались не на просветах, как сейчас, а по краям от них). Остальные офицеры, судя по одному просвету на погоне,
являются младшими офицерами. У офицера в центре звезды на погонах не видны, но один просвет виден явно. Сидящий
крайний справа офицер - в звании старшего лейтенанта, поскольку у него на погонах четыре маленькие звезды на одном
просвете. Оба стоящие офицера - лейтенанты (три маленькие звезды на фоне одного просвета). На современном флоте такие
знаки различия означают соответственно звания капитана I ранга, капитана-лейтенанта и старшего лейтенанта. Видимо, это
обстоятельство и внесло путаницу в представление автора о воинских чинах. Так что скорее всего родственник А. М. Шереме-
тевского - сидящий слева офицер. -
Ред.
90
История Петербурга. № 4 (2 0 )/ 2004
предыдущая страница 89 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №20 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст