С
о
овременные мемуары
М. В. Красовский у построенной по его проекту церкви в Вырице под
Санкт-Петербургом. Фото 1914-1915 гг. Из семейного архива Красовских.
Публикуется впервые
ме «коруны» и маленького трипти-
ха-складня в металлическом окла-
де, украшенном финифтью, ниче-
го не сохранилось.
В ночь с 28 февраля на 1 марта
1917 года (по старому стилю), то
есть на следующий день после свер-
жения
самодержавия,
родился
второй ребенок от второго брака,
сын Юрий. К счастью, у матери
уже был опыт после первых родов,
и она обошлась без помощи аку-
шерки, та не смогла прийти из-за
стрельбы на улицах. Мария Нико-
лаевна сама давала необходимые
указания своей тогдашней горнич-
ной Полине, ставшей в последую-
щие трудные годы членом семьи
Красовских вплоть до 1923 года,
когда она вышла замуж за Алексан-
дра Васильевича, старшего брата
архитектора Ивана Васильевича
Экскузовича.
Не принадлежа ни к какой по-
литической
партии,
по
своим
взглядам отец был ближе всего к
кадетам и, как он говорил в более
поздние годы, подобно большин-
ству интеллигенции, видел в собы-
тиях тех дней залог благоденствия
России. Об этом свидетельствова-
ла запись, сделанная им на полях
писавшейся в те годы второй час-
ти «Курса истории русской архи-
тектуры» - «Каменное зодчество»:
«Сегодня
ночью
родился
сын
Юрий, и я надеюсь, что он будет
гражданином свободной и счаст-
ливой России». Эти иллюзии бы-
стро рассеялись после установле-
ния большевистской диктатуры, и
когда в 1920 году отцу было при-
своено звание профессора, то он,
не знаю уж под каким предлогом,
отказался стать «красным профес-
сором». С детства помню эту фор-
мулировку. Кажется, в политичес-
ком лексиконе тех лет это подра-
зумевало обязательное вступление
в партию.
IV.
Церковь Казанской Божией
Матери в Вырице. Последние пред-
революционные годы
Церковь Казанской Божией
Матери в поселке Вырица - един-
ственное архитектурное сооруже-
ние, доведенное Михаилом Ви-
тольдовичем до конца согласно
первоначальному замыслу. Если о
Шереметевском пассаже, даже до
его неудачной перестройки, суще-
ствовали и существуют по сей день
разные мнения (о двух других его
петербургских зданиях говорить
вообще не приходится: дом Коми-
тета попечительства о русской ико-
нописи перестроен до неузнаваемо-
сти, а дома Вяземской лавры, на-
чиная с третьего этажа, достроены
архитектором Хреновым), то о
вырицкой церкви все мнения толь-
ко положительные, а подчас и вос-
торженные. И действительно, это
на редкость поэтичное здание пре-
красно и органично, как мелодия
русской песни. Когда смотришь на
него,
вспоминается известный
афоризм М. И. Глинки: «Музыку
создает народ, мы ее только аран-
жируем». Так и это здание: оно под-
линно и в лучшем смысле слова
народно.
На этот раз Михаил Витольдо-
вич заявил о себе как о зодчем, на-
шедшем свой путь, и, кто знает, не
изменись ход истории, вырицкая
церковь, может быть, знаменовала
бы собой поворот в его архитектур-
ной деятельности и стала бы не пос-
ледней, а первой в ряду столь же
прекрасных зданий.
Но и здесь есть два прискорб-
ных момента. Во-первых, если вне-
шний вид безупречен в своей пер-
возданности, то интерьер - увы! -
катастрофически испорчен: тяже-
лый, давящий по своим пропорци-
ям, но добротно выполненный ико-
ностас
«русско-византийского
стиля», вывезенный из Никольс-
кой церкви при приюте братьев
Бруснициных (16-я линия Василь-
евского острова) в годы гонений,
заменил собой первоначальный не-
высокий, с иконами так называе-
мого строгановского письма. Он в
настоящее время разделен на две
19
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 18 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст