С
о
овременные мемуары
20
части и смонтирован в южном
(Царские врата) и северном (бо-
ковые части) приделах. Сохранил-
ся до настоящего времени ортого-
нальный проект иконостаса, вы-
полненный в акварели и с авторс-
кой подписью: Мих. Красовский.
Во-вторых, может быть, и не-
существенная, чисто формальная,
но все же досадная деталь: на ме-
мориальной доске белого мрамо-
ра, установленной у центрального
входа, читаем (воспроизвожу по
памяти): «Храм Казанской Божи-
ей Матери, освящен в 1914 году.
Сооружен по проекту В. Р. (sic!)
Апышкова и М. В. Красовского».
О сомнительной точности сообща-
емых сведений говорит уже то, что
неверно даны инициалы Апышко-
ва: его звали Владимир Петрович.
Кроме того, он не участвовал в со-
оружении этой церкви. В качестве
потенциальных участников можно
назвать Петра Осиповича Корец-
кого и Ивана Васильевича Экску-
зовича (последний в те годы был
помощником Михаила Витольдо-
вича по Институту гражданских
инженеров). Кстати, оба неодно-
кратно фигурируют на фотографи-
ях, сделанных во время строитель-
ства церкви. Эта неточность, к со-
жалению, воспроизведена в пре-
красной статье Т А. Славиной, по-
священной Михаилу Витольдови-
чу и опубликованной в 1985 году в
«Архитектурном наследстве», и в
более ранней ее работе «Исследо-
ватели русского зодчества» (1983).
Кроме эскиза иконостаса, подпи-
санного Михаилом Витольдови-
чем, существует перспективный
вид (рисунок пером), также под-
писанный «Мих. Красовский» и
снабженный в качестве легенды
текстом из Некрасова:
И дают, дают прохожие.
..
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы Божие
По лицу земли родной9.
Если не ошибаюсь, этот рису-
нок был предназначен для кружек
по сбору средств на строительство
церкви.
Откуда все же могло появить-
ся имя Апышкова? Предлагаю
свою версию. Многолетний друг
Михаила Витольдовича, Влади-
мир Петрович, талантливый инже-
нер, архитектор и незаурядный ху-
дожник - как пейзажист, так и пор-
третист, - работавший и маслом, и
акварелью, в те годы имел обшир-
ную строительную практику, в том
числе строил в поселке Вырица
деревянную дачу для тамошнего
землевладельца
Летуновского
(Литуновского?). Возможно, ему
предложили построить и церковь
Казанской
Божией
Матери,
сооружавшуюся в ознаменование
300-летия дома Романовых. Мо-
жет быть, он на это даже согласил-
ся, но, будучи чрезвычайно загру-
женным работой, передал этот за-
каз Михаилу Витольдовичу. От-
лично могу себе представить, как
он говорит своим несколько хрип-
ловатым голосом: «Мишка, возьми
этот заказ. Я слишком сейчас за-
нят, а тебе и карты в руки - ты как
раз сейчас погружен в изучение
деревянного зодчества». (Михаил
Витольдович действительно в то
время собирал материалы для сво-
его труда «Деревянное зодче-
ство».) Известно, что ими даже
были совместно составлены план и
объяснительная записка к стилю
храма, подписанная ими обоими,
- но и только. Язык записки явно
схож с языком письменных трудов
Михаила Витольдовича. В даль-
нейшем и проект, и сооружение
были выполнены им единолично.
После освящения церкви если
Михаил Витольдович и ездил в
Вырицу, то только в связи с завер-
шением внутренней отделки в
1914-1915 годах, а также для того,
чтобы показать эту церковь своей
жене Марии Николаевне.
V. Коллеги и ученики
Об
Иване Васильевиче Экску-
зовиче могу сказать следующее.
Инженер по образованию, в годы,
предшествовавшие революции, он
был помощником Михаила Ви-
тольдовича в Институте гражданс-
ких инженеров. Им выполнены не-
которые строения, в том числе дача
в Царском Селе. В советское время
по его проекту, а может быть, лишь
при его участии, был выстроен те-
атр в Новосибирске. Его настоящая
карьера началась после 1917 года.
Тому причиной послужило его зна-
комство, а кажется, даже и дружес-
кие связи с А. В. Луначарским: в
первые же годы советской власти,
благодаря Луначарскому, Иван Ва-
сильевич получил пост директора
всех академических театров страны,
в каковой должности он и пробыл,
если не ошибаюсь, лет десять.
Об
остальных коллегах отца,
кроме их имен, к сожалению, помню
очень мало. Вот некоторые из них:
И. Б. Михайловский, Л. А. Иоган-
сон, А. А. Алексеев, наш сосед по ле-
стничной площадке С. В. Баниге.
Запомнился мне также профессор
Эвальд, наверное, потому, что вне-
шностью он походил на Карла Мар-
кса: пышная седая шевелюра и боль-
шая седая же борода; он играл на
виолончели и принимал участие в
трио и квартетах на институтских
вечерах.
Несколько слов о тех, кого в
семье Михаила Витольдовича на-
зывали его учениками. Таковыми
в полном смысле слова они не яв-
лялись: это были всего лишь сту-
денты, прослушавшие у него курс
истории архитектуры. Но они про-
должали посещать нашу семью и
по окончании института, а некото-
рые из них даже и после смерти
отца. Из них назову в первую оче-
редь Дмитрия Болеславовича Са-
вицкого, окончившего институт,
может быть, даже еще до револю-
ции. Талантливый художник, он
выполнил макет обложки и ряд
рисунков для «Деревянного зодче-
ства»
Михаила
Витольдовича.
Хотя внешностью он ничем не вы-
делялся, за ним в институте дол-
гое время сохранялась репутация
донжуана. Последние годы его
жизни прошли в Москве.
Следующие, кто еще мне по-
мнится
из
числа
«учеников»:
А. С. Никольский, В. Ф. Овчин-
нников, Н. П. Чайка, А. Митурич,
Н.
П.
Гуреев,
В.
В.
Смирнов,
О. Быстров. Они были известны
под названием «десятников». Про-
звище это закрепилось за ними
ввиду того, что их пребывание в
институте продлилось почти де-
сять лет: начав свои занятия до
войны 1914 года, они из-за нее там
задержались; кое-кто был призван
в действующую армию; затем про-
изошли две революции, Граждан-
ская война.
.. Кроме «десятников»,
помню и более молодых - В. А. Ме-
лешко, В. К. Крылова, В. С. Бани-
ге, П. И. Кобзина. Все они до конца
дней своих оставались близкими
друзьями семьи Михаила Витоль-
довича. Так, сестра и я звали Васи-
лия Акимовича Мелешко по-род-
ственному дядей Васей, Владими-
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 19 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст