С
о
овременные мемуары
ра Сергеевича Баниге - Володей, а
с Владимиром Константиновичем
Крыловым даже были на «ты».
Несколько слов персонально о
некоторых из них - что запомни-
лось.
Александр Сергеевич Николь-
ский. Академик архитектуры, о
котором много известно. Скажу
лишь то, что помню с детства. Лето
1924 года Никольские проводили
вместе с Красовскими на даче,
арендованной Институтом граж-
данских инженеров в Сестрорец-
ке. На сохранившейся фотогра-
фии, сделанной на пляже, Алек-
сандр Сергеевич, в купальных тру-
сиках, широко расставив ноги,
держит за руки мою сестру Веру и
меня, наподобие неких контрфор-
сов; мы стоим ногами на его ляж-
ках. (Вполне архитектурная ком-
позиция!). Помню его удивитель-
ную внешность: гигантского роста,
с бородой, подстриженной лопа-
той; он и одевался своеобразно:
носил громадную клетчатую кеп-
ку с квадратным козырьком, кото-
рая как-то перекликалась с его бо-
родой. Эту кепку, как было извес-
тно, шила по его чертежу его суп-
руга Вера Николаевна.
Когда мне было лет шесть-
семь, Никольский как-то пришел
к нам на Забалканский и принес
папку с «картинками». Это были,
как я узнал позже, его рисунки (не
знаю, в какой технике - акварели
или масле) равеннских мозаик. Я
с удивлением спрашивал отца:
«Почему лица этих тетенек и дя-
денек сделаны квадратиками?»
Помню, у отца существовал
подаренный ему студентами-вы-
пускниками альбом, шикарно из-
данный, переплетенный в белый
муар с корешком красного сафья-
на, тисненным золотом. В нем были
воспроизведены дипломные рабо-
ты некоторых студентов. Уже пос-
ле смерти отца, разбирая его биб-
лиотеку, я обнаружил эту красивую
большого формата книгу. Мне за-
помнилась только работа Алексан-
дра Сергеевича, проект виллы в
русском стиле на берегу моря.
Проект сопровождался подписью,
стилизованной под вязь: «Вид хо-
ромины от моря».
Я уже упоминал жену Николь-
ского Веру Николаевну. Годы спу-
стя, когда были вечера памяти
Александра Сергеевича, она высту-
М. В. Красовский.
Фото 1920-х гг.
Из семейного архива Красовских.
Публикуется впервые
пала с воспоминаниями о нем, хотя
несколько последних лет его жиз-
ни они жили врозь.
В. Ф. Овчинников. В его на-
ружности была одна очень комич-
ная черта: нос почти точно такой,
как у старика на картине Гирлан-
дайо «Старик и мальчик». Возмож-
но, именно этим он был обязан про-
звищу «Крокодил», данному ему
товарищами. Институтские дамы
предпочитали называть его «Сира-
но де Бержерак». И он вполне оп-
равдывал это второе прозвище -
был талантливым поэтом и блес-
тяще остроумен. К прозвищу «Кро-
кодил» он относился совершенно
спокойно и, женившись на очень
хорошенькой женщине, говорил с
сокрушенным видом: «Будет ужас-
но, если дети унаследуют вне-
шность отца и ум матери».
Профессиональный поэт, пи-
савший главным образом в юмо-
ристическом жанре и вполне в духе
Серебряного века, Овчинников
был автором многих пьес, ставив-
шихся на сцене клуба Института
гражданских инженеров. (Вот на-
звания некоторых из них, мне за-
помнившихся: «Антикварная лав-
ка», «Грехопадение», «Зоорава-
вель» - двухактная трагедия в сти-
хах на библейский сюжет, «Горе-
тум», пародия на «Горе от ума»).
Один из его сыновей, востоковед
по образованию, в 1960-1970 го-
дах выступал как комментатор на
телевидении; он известен как ав-
тор книги «Ветка сакуры». Млад-
ший сын Кирилл Владимирович -
хранитель и собиратель литера-
турного наследия отца, к сожале-
нию, разрозненного и частично ут-
раченного*.
Об
остальных «десятниках» и
студентах старшего поколения по-
мню немногое. Так, Н. П. Чайка был
женат на Ольге Митрофановне
Митрофановой, талантливой дра-
матической актрисе, снявшейся в
фильме «Человек с портфелем».
Н. П. Гуреев, прозванный «гробом»
по причине мрачного характера и
молчаливости, был мужем замеча-
тельной оперной певицы Софьи
Преображенской.
Следует сказать, что «граждан-
цы», т. е. воспитанники Института
гражданских инженеров, в отличие
от «путейцев», студентов Институ-
та путей сообщения (теперешний
Университет инженеров железно-
дорожного транспорта), дружили
с музами: и Чайка, и Гуреев были
участниками спектаклей, ставив-
шихся в клубе Института граждан-
ских инженеров. Непременным и
активным участником спектаклей
был, конечно, и Михаил Витоль-
дович. С гимназических лет он
обожал театр и тогда же начал уча-
ствовать в любительских спектак-
лях под псевдонимом Москвин,
взяв себе его за несколько лет до
того, как эту фамилию прославил
знаменитый артист МХАТа. Про-
должал он выступать и будучи пре-
подавателем института. Помню
одну несохранившуюся фотографию
дореволюционного времени, где его
партнершей была жена В. А. Косяко-
ва - Людмила Ивановна.
Где-то в начале 1920-х годов
отец сыграл в клубе института - по
свидетельству видевших - с про-
фессиональным мастерством - заг-
лавную роль в пьесе А. В. Луначар-
ского «Королевский брадобрей».
По младости лет я не видел этот
спектакль, но помню эскизы кос-
тюмов, сделанных отцом отдель-
ными листами в акварели. Помню
Ред.
21
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 20 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст