Б
локада Ленинграда
30
улучшении охраны и мерах нака-
зания за хищения и разбазарива-
ние военного имущества» и поста-
новление ГКО № 1379С от того же
числа «Об охране военного иму-
щества Красной Армии в военное
время». Двумя этими документа-
ми все воинские начальники стро-
го-настрого предупреждались об
ответственности за наведение по-
рядка в охране и использовании
военного имущества. В приказе
(п. 2) говорилось: «Командующим
войсками фронтов, армий и окру-
гов, командирам частей и соедине-
ний, начальникам военных учреж-
дений в 15-дневный срок прове-
рить все пункты хранения продо-
вольствия, фуража, вещевого и
прочего имущества, принять меры
к надежной охране и сохранности
имущества от порчи и хищений» и
далее в п. 6 «За непринятие конк-
ретных мер на месте по сохранению
оружия, боевой техники и всего
вообще военного имущества, рав-
но за ограниченность только бу-
мажными указаниями наказывать
бездельников, применяя высшие
меры дисциплинарных прав, а так-
же и по суду, как за должностное
преступление»49.
Исходя из того, что высшей
военной и государственной влас-
тью в стране во время войны яв-
лялся Государственный Комитет
Обороны, то, безусловно, его поста-
новление за № 1379С от 3 марта
1942 года представляло собой пра-
вовую основу для принятия мер к
тем, кто допускал хищения и раз-
базаривание военного имущества.
В постановлении указывалось:
«1. Установить на военное время:
за хищения (воровство) ору-
жия, боеприпасов, продовольствия,
обмундирования, снаряжения, го-
рючего и прочего военного имуще-
ства, совершенные складскими ра-
ботниками и другими лицами, в
непосредственном ведении кото-
рых постоянно или временно нахо-
дилось это народное достояние;
за хищения (воровство) тех же
предметов военного снабжения
лицами, ответственными за со-
хранность или сопровождение во-
инских грузов на железнодорож-
ном, водном, авиационном транс-
порте, а равно водителями или со-
провождающими грузовые авто-
машины и повозными,
за умышленную порчу или
Загородный проспект.
На трамвайной остановке.
Фото М. Трахмана
приведение в негодность обмунди-
рования, снаряжения, оружия и
военно-технического имущества,
выделенных военнослужащим в
индивидуальное или коллектив-
ное пользование - высшую меру
наказания - расстрел с конфиска-
цией всего личного имущества пре-
ступника.
2. Лиц, принявших в
свое
пользование или на хранение упо-
мянутое в ст. 1 настоящего поста-
новления имущество, зная заведо-
мо о том, что оно похищено или
незаконно приобретено, а равно
всех лиц, незаконно приобретаю-
щих и хранящих оружие, военно-
техническое имущество, военное
обмундирование и другие предме-
ты военного образца, подвергать
судебной ответственности, как со-
участников (ст. 17 и примечание 2
к ст.193-1 УК РСФСР по редак-
ции СУ 1936 г. № 1 (высшая мера
наказания)).
3. За разбазаривание указанно-
го в ст.1 настоящего постановления
военного имущества, а именно:
за отпуск должностным лицам
на довольствие войск или отдель-
ным военнослужащим продоволь-
ствия или военного имущества
сверх установленной нормы;
за оставление военного имуще-
ства без надзора, когда это не вы-
зывалось условиями боевой обста-
новки;
за оставление противнику бо-
евой техники и другого военного
имущества в обстановке, когда это
не вызывалось военными обстоя-
тельствами;
за нарушение правил хранения
военного имущества, последстви-
ем чего явилась порча или хище-
ние имущества;
за несдачу должностными ли-
цами служб снабжения довольству-
ющим органам тары от продоволь-
ствия, боеприпасов и подлежащей
возврату народному хозяйству
подвергать лишению свободы не
ниже 5 лет с удержанием стоимос-
ти утраченного или испорченного
имущества»50.
Дела, связанные с рассмотре-
нием всех этих преступлений, пре-
дусматривалось решать в течение
трех дней. Для повышения ответ-
ственности тех лиц, которые дос-
тавляли или сопровождали груз,
был разработан и утвержден спе-
циальный открытый лист. В при-
казе НКО № 0169 (п. 10) указыва-
лось: «Сопровождающих, водите-
лей и повозочных, предъявивших
грузы в меньших количествах про-
тив показаний открытых листков,
в случае отсутствия у них закон-
ных доказательств о недостачах,
арестовывать и немедленно пере-
давать суду Военного трибунала,
согласно объявленного постановле-
ния ГКО»51.
Рассчитывать на честность и
порядочность всех без исключения
лиц, перевозивших и охранявших
продовольствие и товары в экст-
ремальных условиях было нельзя.
Немало находилось тех, кто стре-
мился извлечь выгоду из своего
соприкосновения с продуктами. На
Дороге жизни помощник началь-
ника 7-й площадки перевалочной
базы интендант II ранга В. Г. Круг-
ловин пытался похитить два ящика
какао-концентрата. Военный интен-
дант III ранга М. Г. Степанов был
задержан за хищение мешка ржа-
ной муки, воентехник II ранга
253-го ОЗАД М. Н. Крамаренко по-
хитил мешок пшеничной муки. Во-
енные водители 850-й автобазы -
Гайдук, Богомолов, Носарев и ре-
гулировщик 57-го дорожно-эксп-
луатационного батальона Федоров
и другие расплачивались за ночлег
и разные услуги украденным про-
довольствием - мукой и мясом.
Расхитители продовольствия шли
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 29 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст