етербуржцы и петербурженки
которой дает хорошую школу для
дальнейшей работы дуэта и воспи-
тывает изысканный вкус). Приспо-
собившись друг к другу в исполне-
нии
технических
эпизодов,
Л. Брук и М. Тайманов смогли
найти общность пианистических
средств для прозрачного звучания
ювелирных пассажей. С благодар-
ностью
вспоминая
учителя,
М. Тайманов писал: «Идея Сав-
шинского свести нас воедино в
фортепианный дуэт была все-таки
неожиданной и парадоксальной,
поскольку с детства мы были раз-
личны по творческому темпера-
менту. Любовь Брук - тонкая ли-
рическая натура с рафинированной
изысканной техникой, мягким по-
ющим тоном, тяготела к малым му-
зыкальным формам. Я помню ее
исполнение шопеновских ноктюр-
нов и пьес Чайковского. Меня, на-
против, отличал более романтичес-
кий темперамент. Мой пианизм
был более экспансивным, я с удо-
вольствием играл произведения
крупной формы (одним из моих
юношеских достижений являлась
“симфоническая” соната
Ь-то11
А. Глазунова)»2. Позже Ю. Тюлин
преподнес им ноты своего «Кон-
цертного вальса» с дарственной
надписью, точно характеризовав-
шей цельное сочетание их разно-
образных пианистических качеств:
«Милым Таймбрукам, “Весенней
паре”, олицетворяющей единство
противоположностей, от автора,
признательного за прекрасное ис-
полнение».
Обучение
в
консерватории
было внезапно прервано началом
Великой Отечественной войны. В
то трудное время испытаний патри-
отизм коллектива консерватории
проявился в полной мере. Музы-
кальная школа и консерватория
были эвакуированы далеко на вос-
ток, в Ташкент, среди педагогов стар-
шего поколения и школьников, ко-
торые не могли быть призваны в
армию, оказались и С. Савшинский
с его учениками. За четыре года,
прожитых в эвакуации, Л. Брук и
М. Тайманов окончили школу и
поступили в консерваторию. Про-
должая уделять большое внимание
музыке для двух фортепиано, они
приняли решение посвятить этому
виду исполнительства свою буду-
щую концертную карьеру. В Таш-
кенте состоялось первое совмест-
ное выступление перед публикой.
Произведения
В.
А.
Моцарта,
Ф.
Шопена,
С.
Рахманинова,
А. Аренского, К. Сен-Санса и Р. Шу-
мана вошли в заявленную програм-
му, сразу выявившую профессио-
нализм намерений дебютантов.
Дипломы с отличием об окон-
чании консерватории Л. Брук и
М. Тайманов получали уже в Ле-
нинграде, возвращение в который
произошло после окончания вой-
ны. К тому времени они стали суп-
ружеской парой, факт, давший по-
вод написать в рекламном букле-
те, выпущенном к гастролям по
СССР: «Об участниках фортепи-
анного дуэта Любови Брук и Мар-
ке Тайманове можно говорить как
об одном человеке, настолько сход-
ны их жизненные и профессио-
нальные биографии»3.
Гастроли даже внутри страны
открывали перед исполнителями
большие перспективы; поездки
планировал и организовывал Лен-
концерт, в состав солистов которо-
го вошли пианисты. Не частые, но
все же состоявшиеся выступления
за рубежом (в ГДР, Чехословакии,
Венгрии, Голландии), возможные
благодаря приглашениям для уча-
стия в различных шахматных тур-
нирах гроссмейстера М. Таймано-
ва, имели восторженный прием.
В Советском Союзе дуэт уве-
ренно завоевывал любовь слуша-
телей и признание профессиона-
лов. Композиторы, под впечатле-
нием выступлений Л.
Брук и
М. Тайманова, стремились, чтобы
их произведения попали в репер-
туар ансамбля. Лишь в последние
годы совместных выступлений пи-
анисты начали много внимания
уделять пропаганде творчества
своих современников, а в начале
карьеры предпочитали вновь ин-
терпретировать лучшие из извест-
ных сочинений. Такая позиция
имела объективные причины. Про-
изведения для фортепианного ан-
самбля действительно являлись
большой редкостью для музыкаль-
ной эстрады того времени. В сере-
дине века в СССР активно концер-
тировали дуэты А. Клас и Б. Лукк,
Галина и Юлия Туркины, Адольф
и Михаил Готлибы, несколько поз-
же возник творческий союз Г. Ган-
киной и Т. Самойлович. В такой
ситуации обращение Л. Брук и
М. Тайманова к малоизвестным
ансамблевым сочинениям русских
композиторов-романтиков
или
представителей французской ком-
позиторской школы являлось зна-
чительным творческим вкладом в
их пропаганду. Так, они явились
первыми в Советском Союзе ис-
полнителями концерта для двух
фортепиано с оркестром
й-тоП
Ф. Пуленка4. Очевидно, что для
концертного выступления отбира-
лись самые яркие произведения,
кроме того, артисты старались не
исполнять переложения и никогда
не играли в четыре руки, полагая,
что этот вид музицирования недо-
статочно отвечает концертному
воплощению. Рисуя творческий
портрет дуэта, Л. Раабен отмечал,
что «их стиль - концертно-блестя-
щий, в котором преобладают плас-
тичность и изящество», подразу-
мевая под «концертностью» «не
монументальность, не крупный
штрих, а именно яркость, эффект-
ность звучания, содержащего в
себе много камерной легкости»5.
В самом начале совместных
выступлений у Л. Брук и М. Тай-
манова возник вопрос: какие по
характеру звучания инструменты
предпочтительнее для выступле-
ний дуэта - изготовленные одной
и той же фирмой, имеющие сход-
ные тембр и колорит, или рояли
разных фирм, обладающие более
широким
спектром
звучания?
Вопрос не вымышленный, если
вспомнить, что еще М. И. Глинка
рекомендовал для успешного ис-
полнения своего «Дивертисмента»
клавиры разной звучности - блес-
тящей и нежной6. Очевидно, что
эта проблема, свидетельствующая
о степени погруженности исполни-
телей в сферу ансамблевой приро-
ды, могла в реальности оставаться
лишь мечтой, однако в своих днев-
никах Л. Брук рядом с датой кон-
церта и местом его проведения все-
гда указывала фирмы тех роялей,
на которых им довелось выступать.
В семейном архиве хранятся
свидетельства почитания Л. Брук и
М. Тайманова - произведения, по-
священные или подаренные им са-
мыми разными авторами. Среди
них пьесы ленинградских компози-
торов В. Баснера, Л. Вишкарева,
Т. Ворониной, Н. Гана, Р. Лаула,
А. Неволовича, Д. Прицкера, В. Со-
ловьева, Ю. Тюлина, С. Чичериной
и др. Большой популярностью
33
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 32 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст