етербуржцы и петербурженки
34
пользовался дуэт в Грузии и в Азер-
байджане, где часто проходили их
гастроли (свидетельства тому -
произведения из репертуара дуэта
И. Геджадзе, Р. Лагидзе, В. Такие-
ли, М. Мирзоева, С. Гаджибекова,
Ф. Амирова, Э. Назирова).
Необходимо
отметить,
что
вскоре после окончания консерва-
тории молодому дуэту Л. Брук и
М. Тайманов было предложено
провести запись на фирме «Мело-
дия», для которой впоследствии
они исполнили в разные годы весь
свой репертуар, включая произве-
дения для двух фортепиано с ор-
кестром. Также осуществлялись
записи на радио.
Расцвет творчества дуэта при-
шелся на 1960-е годы. В Ленингра-
де каждый сезон артисты получа-
ли приглашения выступить в Малом
зале Филармонии им. М. И. Глин-
ки, в зале Академической капеллы,
в Ленинградском концертном зале и
др. Пианисты сотрудничали со мно-
гими дирижерами, особая творчес-
кая близость связывала их со зна-
менитым А. Кацем. Выступления с
концертами для двух фортепиано
с оркестром нередко проходили в
Большом зале Ленинградской фи-
лармонии им. Д. Д. Шостаковича.
С камерным оркестром Ленинград-
ской филармонии под управлени-
ем Л. Гозмана записаны Концерт
для
двух
фортепиано
Es-dur
В. А. Моцарта, «Карнавал живот-
ных» К. Сен-Санса7. В последние
годы совместных выступлений они
«открыли» для отечественных слу-
шателей один из двух двойных
концертов Ф. Мендельсона
As-dur,
неизвестный в СССР, и исполни-
ли его с оркестром под управлени-
ем И. Гусмана в г. Горьком.
В 1965 году в Тбилиси про-
изошло значительное событие -
премьера Концерта для двух фор-
тепиано с оркестром ленинградс-
кого композитора В. Успенского8.
Концерт, посвященный Л. Брук и
М. Тайманову, стал первым про-
изведением советского компози-
тора в этом жанре. Богатство об-
разного содержания и новизну
композиторских задач в сочине-
нии В. Успенского отмечали мно-
гие музыковеды9. Блестящие кон-
цертно-виртуозные качества дела-
ют произведение привлекатель-
ным для исполнителей - к нему
обращались дирижеры В. Альтшу-
лер, П. Бубельников, Э. Гульбис,
А. Кац, Р. Мартынов.
Произведения для трех форте-
пиано в шесть рук попали в реперту-
ар Л. Брук и М. Тайманова, когда их
сын Игорь Тайманов (в то время -
студент Ленинградской консервато-
рии) смог составить с родителями
трио, впервые - в Тройном концер-
те И. С. Баха
й-шоН
История повто-
рилась: через двадцать лет в ан-
самбль Л. Брук и И. Тайманов с тем
же концертом включилась Кира
Тайманова10. В 1993 году по иници-
ативе Л. Брук и И. Тайманова (так-
же исполнявших концерт В. Успенс-
кого) было создано авторское пере-
ложение финала Концерта для двух
фортепиано в шесть рук. В произве-
дении, названном в новой версии
Токкатой11, композитор мастерски
распределил оркестровую партию
между тремя пианистами и привнес
иные шумовые эффекты: стук кры-
шек роялей в некоторых местах за-
меняет удары тарелок и литавр.
Ансамбль Любови Брук и Иго-
ря Тайманова сложился после рас-
пада дуэта Л. Брук и М. Тайманова в
начале 1970-х годов. «Непредсказу-
емая судьба решила поколебать наш
семейный
союз,
-
вспоминает
М. Тайманов. - Без того духовного
единства совместное музицирова-
ние было бы бесплодным»12. Почти
за тридцать лет совместных выступ-
лений советские артисты заслужи-
ли всемирное признание. На рубе-
же XX и XXI веков фирма «
Phillips
издала антологию записей «Великие
пианисты XX столетия», в которую
вошел лишь один двухфортепиан-
ный ансамбль - Л. Брук и М. Тайма-
нов. На двух дисках собраны записи
сюит А. Аренского, С. Рахманинова,
Д. Мийо, концертов с оркестром
В. А. Моцарта и Ф. Пуленка и дру-
гих произведений для двух форте-
пиано, представленных в репертуа-
ре прославленных пианистов.
Думается, секрет их исполни-
тельского мастерства в «постоян-
стве разумного начала»13, по метко-
му выражению Н. Перельмана, ха-
рактерном для николаевской фор-
тепианной школы. Истинно петер-
бургская культура звукоизвлече-
ния, благородство и глубина тона в
сочетании с эмоциональной патети-
кой превратили их трактовку сюит
А. Аренского и С. Рахманинова в
настоящие шедевры. Первая сюита
(Фантазия) ор. 5 С. Рахманинова
появилась в работе юных пианис-
тов еще в довоенные годы и стала
важным опытом в овладении эсте-
тикой исполнения русской роман-
тической музыки, требующей точ-
но рассчитанной архитектоники в
построении крупных фрагментов,
единого ощущения гибкой фрази-
ровки и агогической свободы.
Преобладание воздушной тех-
ники
perle
в «филигранной, тонкой
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 33 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст