етербуржцы и петербурженки
игре пианистов», а также «склон-
ность к графической четкости го-
лосоведения» в певучем звуке - эти
качества позволяют Л. Раабену су-
дить о том, что «по складу дарова-
ния им ближе классический стиль,
причем не Бетховен, а Моцарт»14.
Анданте с вариациями Шумана
М. Тайманов ощущает как высшую
точку лирической музыки для двух
фортепиано. Возможно, полагает
он, что это одно из самых трудных
произведений для фортепианного
дуэта, потому что, «несмотря на про-
стоту фактуры, требует от каждого
исполнителя способности раство-
риться в творческой индивидуаль-
ности и найти музыкальные слова
исключительной нежности и вели-
кой простоты, избранной как будто
для признания в любви»15. Таковы
лишь основные из произведений,
обретших неповторимые черты в
трактовке Л. Брук и М. Тайманова.
Дуэт в
составе Л.
Брук и
И. Тайманова уверенно продолжил
концертную деятельность, обнов-
ляя свой сценический репертуар,
им посвящены Шесть прелюдий
И. Арзуманова, «Бабушкины сказ-
ки» В. Соловьева. Критики нахо-
дили в игре артистов «романтичес-
кие краски, легкость, непринуж-
денность, изящество, виртуозный
блеск, артистизм, отточенное мас-
терство»16. Ансамбль принимал
участие в различных дуэтных фес-
тивалях в
1980-1990-х
годах.
Л. Брук щедро делилась богатым
опытом со своими воспитанника-
ми, по праву считаясь одним из
ведущих педагогов страны по фор-
тепианному ансамблю17, «она была
первым, и до сих пор, вероятно,
единственным педагогом, полнос-
тью отдавшим себя этому жан-
ру»18, - отмечает И. Тайманов. О
ее авторитете в профессиональной
среде свидетельствует признание
профессора Московской консерва-
тории Е. Сорокиной: «Хоть нам
(с А. Бахчиевым. -
Н.
Л.) не дове-
лось заниматься у Любови Алек-
сандровны, все равно мы считаем
себя ее учениками, ибо воспитание
музыкой и «прививку» к ансамб-
левой игре мы получили в какой-
то мере благодаря дуэту Брук -
Тайманов»19.
И. Тайманов20, ученик С. Сав-
шинского и Н. Перельмана, береж-
но хранит верность семейной тра-
диции, сочетая в своей натуре ис-
полнительскую практику, педагоги-
ческий опыт и талант исследовате-
ля. Начиная с середины 1990-х го-
дов в ансамбль стала подключаться
дочь И. Тайманова Кира. Как уже
отмечалось, ее первые шаги в соста-
ве ансамбля были сделаны в Трой-
ном концерте
й-шо11
И. С. Баха, за-
тем в Тройном концерте
F-dur
В. А. Моцарта21. Венцом выступле-
ний фортепианного трио стали гас-
троли в Токио в 1993 году. Програм-
ма из двух отделений включала в
себя
премьеры
композиторов
Санкт-Петербурга - Токкату для
двух фортепиано в шесть рук В. Ус-
пенского и четырехручный цикл
Г. Белова «Жемчужины японских
островов». Игорь и Кира Таймано-
вы впервые в истории семейной ди-
настии вышли на сцену с музыкой
для фортепиано в четыре руки. Их
корректная, сдержанная манера
игры полна утонченного изящества,
академический стиль естественно
преломлен в камерном звучании
одного инструмента. Поэтому в об-
ласти репертуара они предпочита-
ют миниатюризм Шести пьес ор. 60
К. М. Вебера, «Сказок матушки Гу-
сыни» М. Равеля, «Долли» Г. Форе
- произведений, форма которых
требует художественного изыска.
Отрадно, что их программы укра-
шают премьеры петербуржцев: кро-
ме упомянутых произведений они
исполнили, причем первыми, пье-
сы Г. Белова «Жанна, отважная и
святая» для фортепиано в четыре
руки и Фантазии В. Гаврилина на
тему Г. Корчмара «До свиданья,
милый друг» для двух фортепиано.
Премьера этого сочинения Г. Корч-
мара в исполнении К. и И. Тайма-
новых состоялась в 2000 году на
Международном фестивале форте-
пианных дуэтов в Таллине, посвя-
щенном двадцатипятилетию твор-
ческой деятельности эстонского
ансамбля Н. Саккос и Т. Пэяске.
Выступление на том празднике ста-
ло примечательным событием в
жизни петербургского дуэта. Поми-
мо участия в концертном вечере,
посвященном произведениям для
двух фортепиано в восемь рук, пи-
анисты представили интересную
программу из произведений для
фортепианного ансамбля компози-
торов родного города - А. Рубин-
штейна, Л. Николаева, В. Гаврили-
на, Г. Корчмара; кроме того, был ис-
полнен Концерт для двух фортепи-
ано с оркестром В. Успенского.
В 2001 году на заключительном
концерте Международной конфе-
ренции «Фортепианный ансамбль.
Композиция, исполнительство, пе-
дагогика» в Малом зале им. А. К. Гла-
зунова Санкт-Петербургской кон-
серватории им. Н. А. Римского-Кор-
сакова прозвучал Парафраз на темы
из оперы «Евгений Онегин» П. Чай-
ковского -
П. Пабста.
Многие
годы это произведение, полное оча-
рования и шарма, сопровождало
Л. Брук и М. Тайманова в концерт-
ных турне. В тот вечер на сцену
35
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 34 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст