М
,
узеи Петербурга
зднее - «зал Николая II». Однако
не будем ударяться в другую край-
ность и утверждать, что музей со-
здан лишь усилиями императора и
его семьи. Конечно, нет. Музей со-
здан всем российским народом,
всеми слоями общества - от импе-
ратора до простого крестьянина.
Первоначально комиссия, ис-
ходя из имевшейся у нее суммы,
планировала построить небольшое
здание со сметной стоимостью в
50 000 рублей. Было разработано
задание для архитекторов, в кото-
ром высказывалось требование к
будущему музею: «Главное поме-
щение в виде большого зала пред-
назначить вообще для веществен-
ных предметов памяти о Суворо-
ве; два же других, вроде аудиторий,
специализировать для книг, руко-
писей, гравюр, картин, медалей и
прочего со всеми удобствами для
чтения лекций и частных заня-
тий»8. В декабре 1898 года был
проведен неофициальный конкурс,
то есть были рассмотрены пред-
ставленные проекты. 16 декабря
«Русский инвалид» сообщал: «В
настоящее время <.
..> в комиссию
представлен целый ряд архитектур-
ных проектов, принадлежащих ра-
ботам архитекторов, гг. Свиньина,
Грима, Баха и инж.-подполковни-
ка Фалевича (члена Суворовской
комиссии. -
И. П
.), из коих наибо-
лее удовлетворяющим программе
признан
проект
архитектора
г. Свиньина. Ввиду того, что в про-
грамме конкурса сказано, чтобы
внешность здания напоминала о
великом
русском
полководце,
г. Свиньин нашел нужным приме-
нить к зданию музея генералисси-
муса Суворова русский стиль, при-
чем для придания зданию военно-
го характера, выбрал крепостную
архитектуру московского кремля;
самое здание предполагается в
виде крепости с бойницами, баш-
нями и бастионами, которые сви-
детельствовали бы о той силе и
мощи характера, которые были
присущи Суворову». И далее о ра-
боте Свиньина: «Как видно из
представленного комиссии эскиза,
г. Свиньин предполагает поместить
на трех или четырех стенах фаса-
дов мозаичные картины больших
размеров, изображающие главней-
шие битвы Суворова. <. > Приме-
нение барельефов, по мнению
г. Свиньина, является не достига-
ющим цели, т. к. барельефы суть
принадлежность
классических
стилей»9. В то время Свиньин был
очень известен - автор перестрой-
ки Михайловского дворца для ху-
дожественного музея императора
Александра III (ныне Русский му-
зей). Он первый предложил приме-
нить при сооружении здания музея
элементы русской крепостной архи-
тектуры и украсить фасад мозаич-
ными картинами, что позднее ис-
пользовал А. И. фон-Гоген в своем
проекте. Однако комиссия решила,
что воспользоваться проектом не-
возможно из-за «недостаточно вы-
явленных условий задачи».
После этой неудачи комиссия
решила устроить официальный
конкурс. 23 января 1899 года в Су-
воровской комиссии были разра-
ботаны предварительные условия
конкурса, которые были направле-
ны в Академию художеств. Пред-
полагалось присуждение трех пре-
мий: первая - 400 рублей, вторая
- 300, третья - 200 рублей. За не-
премированный, но приобретен-
ный комиссией проект полагалась
награда в 100 рублей. Победитель
становился членом Суворовской
комиссии. Для разработки основ-
ных условий в Академии худо-
жеств была создана комиссия, в со-
став которой вошли известные ее
члены: Р. А. Гедике, А. О. Томишко,
Л. Н. Бенуа, В. В. Суслов, М. Т Пре-
ображенский. Проект музея необ-
ходимо было «привязать» к опре-
деленному месту, а его-то пока и не
было. Поиски места для музея за-
тягивали реализацию идеи.
В октябре 1899 года Суворовс-
кая комиссия решила: «Остано-
виться на сооружении музея в г.
С.-Петербурге, по возможности
вблизи Марсова поля, как одного
из центральных мест столицы, чаще
других посещаемых войсками.»10.
Недалеко от памятника Суворову
работы М. И. Козловского и пред-
полагалось построить музей-памят-
ник. Однако через три месяца вновь
возник вопрос о месте. Городские
власти возражали против строи-
тельства в любой части Марсова
поля (сократятся размеры плаца);
руководство Музея императора
Александра III протестовало против
строительства в обширном Михай-
ловском саду (создаст прецедент
для строительства иных сооруже-
ний). Был еще вариант, о котором
сообщалось в «Известиях С.-Петер-
бургской городской думы», - «в
сквере по липовой аллее на реке
Фонтанке, между Инженерным
замком и зданием цирка». Это пред-
ложение было даже одобрено им-
ператором. Журнал «Строитель»
успел информировать читателей:
«Предполагаемый в близком буду-
щем к устройству в Петербурге на
сквере между Инж. замком и цир-
ком музей в память ген. Суворова
будет строиться по проекту арх.
Выс. Двора г. Свиньина»11. Интерес-
ны условия, которыми оговарива-
ла строительство Дума: «. отводи-
мая земля остается в пользовании
военного ведомства до тех пор, пока
на этом месте будет существовать
музей имени князя Италийского
графа Суворова-Рымникского, в
случае же упразднения музея или
присвоения означенному зданию
иного назначения, упомянутая зем-
ля отбирается обратно в распоря-
жение города, со всеми имеющими
находиться на ней строениями, без
всякого вознаграждения со сторо-
ны города за эти строения»12. Одна-
ко и этот вариант почему-то сорвал-
ся. Дело застопорилось, но выручил
Преображенский полк (по выраже-
нию А. И. Кузьмина, нынешнего
директора музея: «Генералиссиму-
са “приютили” преображенцы»),
который безвозмездно выделил на
своем плац-параде место для стро-
ительства музея. Это было сделано
по причине давних связей полка как
с родными полководца, так и с ним
самим. Дед будущего генералисси-
муса по отцовской линии, Иван Гри-
горьевич Суворов, был генераль-
ным писарем лейб-гвардии Преоб-
раженского полка. Однако историк
Н. Г. Рогулин считает иначе: «Скла-
дывается впечатление, что основная
деятельность деда полководца дей-
ствительно была связана с Преоб-
раженским, но не полком, а прика-
зом, т.е. с органом сыска»13. Кстати,
в сферу деятельности приказа вхо-
дил и Преображенский полк. Отец
полководца, Василий Иванович,
также был связан с тем полком: он
начал в нем службу и дослужился
до чина капитана. За участие в двор-
цовом перевороте, приведшем к
власти Екатерину II, ему был пожа-
лован чин премьер-майора лейб-
гвардии Преображенского полка.
Сам молодой Александр Суворов,
начав службу 1 января 1748 года
41
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 40 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст