В 1901 году членами Суворовской
комиссии была создана «Опись па-
мятникам и предметам во времен-
ном помещении Суворовского му-
зея при Николаевской академии
Генерального штаба». Предисловие
написал председатель комиссии и
начальник академии Н. Н. Сухотин.
Все предметы в музее были разде-
лены на 14 разделов и классифици-
ровались по внешним признакам
или по принадлежности. К приме-
ру: 1) вещи, принадлежавшие лич-
но Суворову; 5) изображения Су-
ММ
Х
узеи
Петербурга
ворова; 10) карты, планы, докумен-
ты; 13) сочинения о Суворове.
Фактически это был первый путе-
водитель по музею, называвший
имена многих дарителей и предос-
тавивших экспонаты на временное
хранение. Любопытна одна деталь,
связанная с той описью: она была
составлена библиотекарем акаде-
мии С. Д. Масловским, сыном из-
вестного историка Д. Ф. Масло-
вского, профессора Николаевской
академии. Уже в советский период
под фамилией Мстиславский он
написал широко известную книгу о
Николае Баумане «Грач - птица ве-
сенняя».
..
Определившись с местом пост-
ройки, комиссия вернулась к раз-
работке новых условий конкурса.
Возросшие финансовые возможно-
сти позволили заказывать проект
более величественного здания му-
зея. Суворовская комиссия пред-
ставила Военному совету условия
конкурса, и 1 июня они были утвер-
ждены и опубликованы в журнале
«Неделя строителя» за 1900 год:
«Программа конкурса на составление проекта музея для увековечивания памяти
генералиссимуса князя Италийского, графа Суворова-Рымникского
46
1. Внешний вид и внутренняя отделка здания как в общем, так и в подробностях должны напоминать
личность Суворова и изображать его подвиги.
2. Здание музея должно иметь главный большой зал и два, три - меньших, для размещения: 1) реликвий,
2) предметов, имевших какую-либо связь с памятью Суворова (знамен, ключей крепостей и т.п.), 3) моделей
и планов, 4) портретов и картин, 5) предметов (военных), современных Суворову и 6) библиотеки.
Кроме зал должны быть:
Небольшой вестибюль с помещением для верхнего платья.
Небольшой кабинет-канцелярия.
Помещение для швейцара и двух сторожей.
Две уборные (с клозетами).
Помещение для приборов отопления и помещение для топки могут быть в нижнем (подвальном) этаже.
3. Музей предполагается поставить в том углу Преображенского плаца, где сходятся Парадная, Госпиталь-
ная, Виленская улицы и Греческий проспект.
4. Характер архитектуры музея предоставляется составителю, но должен быть согласован с назначением
здания.
В отделке фасадов штукатурка не допускается; в конструкции зданий деревянных частей не допускается.
5. Площадь (внутреннего помещения зал) должна быть примерно от 100 до 150 кв. саженей. Стоимость
музея по приблизительной оценке - 250-300 тыс. рублей.
6. Проект должен состоять:
а) из планов фасадов и размеров в масштабе 1 сажени в дюйме, причем главный фасад должен быть
исполнен акварелью;
б) из пояснительной записки, дополняющей чертежи и заключающей в себе выбор материалов для пост-
ройки, устройство отопления, способы внутренней и внешней отделки здания и проч.;
и в) из приблизительного исчисления стоимости сооружения.
Проект должен быть без подписи, но помечен девизом.
К проекту прилагается запечатанный «секретный» конверт с тем же девизом на нем. В конверте заключа-
ются имя и адрес автора.
7. Срок представления проекта, как для городских, так и иногородних лиц - полдень 2-го января 1901 года.
8. Из проектов, представленных на конкурс и удовлетворяющих программе, три проекта, признанные луч-
шими, получают премии. Первая премия назначается в 2000 рублей, вторая - в 1000 руб. и третья - в
500 рублей.
Непремированные проекты могут быть приобретены военным ведомством за 250 рублей каждый.
Премированные, а равно приобретенные проекты составляют собственность военного ведомства и могут
быть им использованы в целом или в частях при постройке музея, а равно могут быть им и опубликованы.
9. Премирование того или другого проекта не дает автору его права на приглашение к строительству музея.
10. Проекты, не удостоенные премии и не приобретенные военным ведомством в собственность, по жела-
нию авторов, возвращаются им, для чего вскрывается секретный конверт с именем автора.
Проекты, не взятые обратно составителями в продолжение годичного срока, уничтожаются вместе с сек-
ретными конвертами»26.
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 45 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст