М
,
узеи Петербурга
Уже
11
января
1901
года
«Санкт-Петербургские ведомости»
сообщали читающей публике, что
«в Николаевской академии гене-
рального штаба были выставлены
поступившие на конкурс проекты
здания для Суворовского музея.
..
Всех проектов поступило - 15; меж-
ду ними есть и разработанные в
древнерусском стиле; ныне они пе-
реданы для рассмотрения в инже-
нерный комитет при главном инже-
нерном управлении»27. По уточнен-
ным данным, проектов было 14.
О результатах конкурса стало
известно из мартовского номера
той же газеты: «28 февраля после-
довало утверждение военным ми-
нистром постановления соединен-
ного заседания инженерного коми-
тета и Суворовской комиссии по
вопросу о присуждении премий
конкурсным проектам Суворовско-
го музея и о приобретении военным
ведомством тех из непремирован-
ных проектов, которые могли бы
быть использованы при постройке
музея. Того же числа были вскры-
ты секретные конверты, приложен-
ные как к премированным проек-
там, так и к приобретаемым воен-
ным ведомством. Результаты кон-
курса определились следующие:
первой премии в 2000 руб. удосто-
ен проект гражданского инженера
А. И. Дитриха, под девизом “Чудо-
Богатырю”.
Вторую
премию
в
1000 руб. получил проект под деви-
зом “Русскому Богатырю”, принад-
лежащий арх.-художнику И. П. Во-
лодихину, и третью премию в
500 руб. - проект под девизом “Доб-
ро делать спешить должно”, граж-
данского инженера Л. Н. Кекуше-
ва. Кроме премированных проек-
тов, подлежат приобретению воен-
ным ведомством: 1) проект под де-
визом “Туртукай” Б. М. Штифель-
мана (из Варшавы. -
И. П.)
и 2) про-
ект под девизом “Красный круг
(кольцо)”, автором которого явля-
ются
гражданский
инженер
А. И. Дмитриев и студент технолог
Н. И. Дмитриев. Непремированные
проекты приобретаются за 250 руб.
каждый»28.
В обсуждении проектов прини-
мали активное участие профессор
архитектуры Л. Н. Бенуа и акаде-
мики А. А. Корбоньер и А. И. Гоген.
Накануне утверждения результатов
конкурса, 26 февраля в 8 часов ве-
чера, военный министр посетил
Николаевскую академию Генераль-
ного штаба и осмотрел в особом зале
«разные предметы военно-истори-
ческого характера, подаренные для
будущего музея академии от име-
ни покойного генерал-майора Су-
ханова-Подколзина»29.
Казалось бы, конкурс завер-
шился, премии присуждены, выб-
ран лучший проект - пора строить,
но ни один из премированных про-
ектов так и не был реализован. Вот,
что писал журнал «Строитель»:
«Однако в практическом отноше-
нии все эти проекты признаны не-
удобоисполнимыми, т.к. осуществ-
ление каждого из них стоило бы
значительно дороже, чем предпо-
лагалось». Другой источник был
более конкретен: «Строительная
стоимость их (работ) выполнения
превышала как объявленную кон-
курсом, так и вообще всю сумму
Суворовского капитала»30. Про-
должим цитировать «Строителя»:
«Ввиду этого, строительная комис-
сия поручила составление нового
проекта академику архитектуры
А. И. фон Гогену; автор остановил-
ся на мысли обработать главный
фасад в виде монументального
портала, по сторонам которого, на
полях двух глухих стен, будут по-
мещены колоссальные мозаичные
картины на сюжеты из деятельно-
сти великого полководца»31. Срок
для составления проекта был дан
довольно малый, но выяснилось,
что «одновременно с объявлением
программы конкурса, на случай его
неуспеха, Суворовская комиссия
поручила известному академику
архитектору А. И. фон Гогену* раз-
работать собственный проект му-
зея»32. Работа проходила при со-
действии академика Г. Д. Гримма.
Предположительно, ему принадле-
жит планировка здания музея. Не-
пременное условие - составить
проект согласно главным основа-
ниям, положенным в утвержден-
ной программе конкурса. Соавто-
ры составили три проекта, два из
которых были в русском стиле и
один в стиле ренессанс. Последний
вариант, возможно, вымысел жур-
налистов, т.к. никто этот про-
ект не видел.
Почему
А.
И.
фон
Гогену
без конкурса поручили строитель-
ство Суворовского музея? В кон-
це XIX века Александр Иванович
начал выполнять заказы Военного
министерства и преподавал в Ни-
колаевской инженерной академии.
Одним из первых подобных зака-
зов стал выполненный вместе с во-
енным инженером В. М. Ивановым
эскизный проект Офицерского со-
брания (Литейный пр., 20; 1893).
Затем последовало выполнение
проекта и строительство комплек-
са зданий Николаевской академии
Генерального штаба (Суворовский
пр., 32). О проекте и строительстве
Суворовского музея здесь будет
рассказано довольно подробно. То,
План Суворовского музея. 1901 г.
47
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 46 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст