М
,
узеи Петербурга
военному министру генералу от
инфантерии А. Н. Куропаткину.
Через три месяца после зак-
ладки музея, 19 сентября 1901 года,
было освящено новое здание Ни-
колаевской академии Генерально-
го штаба. Туда академия была пе-
реведена из здания на Английской
набережной, где она находилась
более 50 лет. Главный фасад ее вы-
ходит на Суворовский проспект
(так городские власти переимено-
вали к торжественным дням быв-
шую Слоновую улицу) и является
его украшением. Незримо имя
А. В. Суворова объединило эти три
городских объекта - проспект, ака-
демию и музей; а двух последних
объединило еще и имя их создате-
ля - архитектора Александра Ива-
новича фон Гогена. Здание акаде-
мии представляло собой после-
днее слово строительного искусст-
ва того времени. В правом крыле
его были отведены два зала, где
временно разместили вещи буду-
щего Суворовского музея.
Центральная часть музея была
выделена трехъярусной башней с
пирамидальной шатровой крышей.
Башню венчал двуглавый орел. К
центральной части примыкали бо-
ковые крылья, которые заверша-
лись прямоугольными башнями с
высокой крышей. Каждое звено
фасада отвечало габаритам поме-
щения. На оси здания расположи-
лось «теремное» крыльцо. Над вхо-
дом - огромное полуциркульное
окно, напоминающее въезд в кре-
постную башню. Такое же окно
было расположено на противопо-
ложной стене фасада, но впослед-
ствии было заложено. Шатровые
части центральной башни были
покрыты глазурованной черепицей
зеленого цвета. Парапеты украси-
лись зубцами в форме «ласточки-
на хвоста».
Началось строительство му-
зея, которым руководил А. И. фон
Гоген и его помощники - Санд-
гольм, Крачковский и Корзухин.
Это строительство стало общена-
циональным делом, и все, кто уча-
ствовал в нем, считали это почет-
ным долгом. Многие из них посту-
пались своими коммерческими
интересами, делали скидки на свои
работы, а то и выполняли их без-
возмездно. В строительстве прини-
мали участие ведущие заводы Пе-
тербурга: на Металлическом были
изготовлены стальные опоры для
огромной железобетонной чаши
свода над центральным залом и
двойные железные оконные рамы
(в 1902 году был переделан проект
конструкции купола над централь-
ным залом. Эта конструкция дол-
жна была держать огромную люст-
ру в 800 кг в середине зала); на
Путиловском - необходимые дву-
тавровые железные балки; на кир-
пичном заводе купца М. Т. Стре-
лина был изготовлен первосортный
кирпич, из которого построено зда-
ние музея. К концу 1901 года сте-
ны, сложенные на высоком гранит-
ном цоколе, были подведены под
временную крышу. Первоначально
планировалось закончить строи-
тельство в 1903 году, но погодные
условия 1902 года нарушили все
планы, и намеченное выполнено не
было. Облицовку здания специ-
альным кирпичом в 1903 году про-
вел торговый дом «С. М. Линдер».
Он же изготовил зеленую глазуро-
ванную черепицу для шатра над
музеем. Для облицовки панелей в
здании на заводе Коса и Дюрра
были изготовлены глазурованные
кирпичики. Пол покрыли метлахс-
кой плиткой. Внутренняя отделка
музея была довольно строга: потол-
ки и стены побелены, и лишь внизу
стены были отделаны глазурован-
ной малиновой плиткой. «Под кар-
низом залов музея 59 надписей с
наименованием мест, связанных с
боевой деятельностью А. В. Суво-
рова, в падугах центрального зала
барельефы двуглавых орлов»38.
Приближающимся к зданию
музея А. В. Суворова бросаются в
глаза две большие (4 м в высоту и
около 9 м в длину) мозаичные кар-
тины на фасаде, являющиеся «одной
из оригинальнейших и замечатель-
нейших особенностей здания»39.
Идея их создания впервые появи-
лась у архитектора В. Ф. Свиньина
и была подхвачена А. И. фон Гоге-
ном (благо использовать старые
проекты не возбранялось).
На правой стороне фасада поме-
щена мозаика с картона выпускника
Академии художеств Н. А. Шабуни-
на «Отъезд Суворова из Кончанс-
кого в поход 1799 года». Сюжет ее
следующий. Став императором, Па-
вел I начал вводить в русской ар-
мии прусские порядки. Суворов
был не согласен и постоянно отме-
чал это. В 1797 году вспыльчивый
император
сослал
строптивого
фельдмаршала в его родовое село
Кончанское, находившееся среди
боровицких лесов. Деятельному
полководцу было мучительно нахо-
диться в безделье и одиночестве.
Союзники России в борьбе с напо-
леоновской Францией - Англия и
Австрия настояли на том, чтобы во
главе объединенной союзной армии
встал А. В. Суворов. 6 февраля 1799
года полководец получил письмо
царя, в котором тот призывал его
спасти Австрию и Италию от Бона-
парта: «Виноватого Бог простит», -
писал император и звал его принять
начальство над соединенными рус-
ской и австрийской армиями. По-
лучив это известие, А. В. Суворов
на следующий же день, 7 февраля,
выехал в Петербург. Выезд его из
села Кончанского и изображен на
картине Н. А. Шабунина. Перед
нами А. В. Суворов, выходящий из
церкви в сопровождении священ-
ника. В руке он держит письмо от
императора. Собравшиеся прово-
дить его крестьяне подносят ему
икону-складень. Слева на картине
виден суворовский дом, возле ко-
торого стоят сани и кибитка, кото-
рые ждут фельдмаршала, едущего
«спасать царей», как выразился Па-
вел. На заднем плане «тянется ряд
холмов, один из которых известен
в истории под названием «Дуби-
ха». На этой-то «Дубихе» А. В. Су-
воров, главным образом, и провел
долгие бесконечные часы своего «глу-
бокого уединения» (так он выразил-
ся в одном из своих писем)»40.
Н. А. Шабунин посетил те места и
написал много этюдов-пейзажей ме-
стности и типов кончанских крестьян.
Левая картина «Переход Суво-
рова через Альпы в 1799 г.» изоб-
ражает эпизод Швейцарского по-
хода русской армии. Для ее созда-
ния был приглашен художник-ба-
талист капитан А. Н. Попов. К мо-
менту открытия музея А. Н. Попов
стал подполковником. На картине
изображен один из тяжелейших
моментов швейцарского похода -
движение
суворовских
войск
17 сентября 1799 года из Альтдор-
фа в Муттенскую долину через пе-
ревалы Росшток и Кинциг-Кульм.
Переход проходил 16-17 сентяб-
ря и был чрезвычайно тяжел - ме-
стные жители пользовались этим
путем только летом, и то в редких
случаях. Из-за предательского по-
49
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 48 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст