М
узеи Петербурга
50
Мозаика на левом крыле главного фасада здания Суворовского музея.
Фото. 2000 г.
Мозаика на правом крыле главного фасада здания Суворовского музея.
Фото. 2000 г.
ведения австрийцев русские попа-
ли в тяжелое положение: сзади -
французский генерал Лекурб, а
спереди, в Муттенской долине, -
энергичный Массена. Изнуренные
предшествующими переходами и
боями, плохо одетые, войска под-
нимались на перевал. Вместе с Су-
воровым в том походе участвовал
его юный сын Аркадий и великий
князь Константин Павлович. Весь
поход великого полководца сопро-
вождал
швейцарец-проводник
65-летний Антонио Гамма, кото-
рый на картине изображен рядом с
ним. Для достоверности ландшаф-
та на картине А. Н. Попов написал
в Швейцарии много эскизов.
В марте 1902 года газета «Рус-
ский инвалид» писала: «Строитель-
ная комиссия пригласила в каче-
стве экспертов профессоров Акаде-
мии художеств гг. Репина и Куинд-
жи, еще осенью прошлого года одоб-
рила первоначальные эскизы картин
для мозаики». «Во время эксперти-
зы, - писал В. П. Энгельгардт изве-
стному биографу А. В. Суворова
А. Ф. Петрушевскому, - Репин зая-
вил громогласно (что с ним бывает
редко), что уже в эскизе картина вер-
но понята и интересно задумана»41.
Речь шла о картине А. Н. Попова.
Комиссия взяла с обоих ху-
дожников подписку-обязатель-
ство - выполнить работу в строго
установленный срок. Срок оконча-
ния картин и картонов для мозаи-
ки был дан до 1 июня 1902 года,
однако оба художника задержали
свои работы и сдали их только в
1903 году: Н. А. Шабунин - в мар-
те, а А. Н. Попов - в декабре.
Выполнять картины в мозаике
взялся комитет «Общества взаим-
ного вспомоществования русских
художников»; оплату общество
запросило более умеренную, чем
мозаичные мастерские Фролова.
Изготовление мозаики с картины
Н. А. Шабунина было поручено мо-
заичисту (или как раньше говорили
- «мозаисту») М. И. Зощенко, а с кар-
тины А. Н. Попова - Н. Е. Маслен-
никову. Своим товарищам помога-
ли другие члены общества. По пре-
данию, елочку в углу одной из кар-
тин составил маленький Миша Зо-
щенко - будущий известный со-
ветский писатель.
.. Большую по-
мощь в создании мозаичных кар-
тин оказал великий князь Влади-
мир Александрович. Являясь пре-
зидентом Академии художеств, он
распорядился отпустить безвоз-
мездно с Императорского стеклян-
ного завода смальты на сумму 7 ты-
сяч рублей. Каждый картон был
разделен на 16 частей. Готовые ча-
сти доставлялись к зданию музея
и крепились на стенах, затем заде-
лывались швы. Всего потребова-
лось 503 пуда (или 8048 кг) смаль-
ты. Работа проходила в высоком
темпе. В 1904 году обществом был
выполнен дополнительный заказ -
изготовление из смальты на цент-
ральной башне суворовского герба
и надписей под мозаичными кар-
тинами42.
«Петербургский листок» от
19 октября 1904 года сообщил, что
по сооружению здания музея «ос-
талось небольшое количество ра-
бот по внутренней отделке зда-
ния». И далее: «В настоящее время
приступлено к сооружению худо-
жественной решетки вокруг зда-
ния. Решетка исполнена в стиле
“модерн”, с двуглавыми орлами на-
верху, и будет охватывать громад-
ную площадь вокруг здания му-
зея». Судя по всему, решетка была
установлена, но без орлов.
Начавшаяся в 1904 году война
с Японией заставила отменить
широкомасштабное празднование
открытия Суворовского музея.
Суворовская комиссия получила
31 июля секретное послание из
Главного штаба о том, что «по слу-
чаю войны с Японией.
.. следует
отказаться от празднования в ши-
роких размерах открытия Суво-
ровского музея, ограничившись
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 49 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст