уша Петербурга
История под куполом
О.
А . Ж арковская
Год назад, в ночь на 5 сентября 2003 года, во время чудовищного пожара в доме 20 по улице Писарева
полностью выгорели декорационные мастерские Мариинского театра, размещавшиеся в четырехэтажном кир-
пичном здании, построенном в 1834 году.
Осталось два постоянных зала для создания живописных декораций: одна из мастерских находится на
Подьяческой улице, другая - в главном здании театра.
Мариинка.
.. Сегодня это неис-
сякаемая темя для модных сплетен
об очередном party для высоких
гостей и степени эфемерности зо-
лотого облака второй сцены, иро-
нические ухмылки в светских бе-
седах об отечественных постанов-
ках и многозначительные вздохи
при воспоминаниях о гастролях
иностранных трупп. Во все времена
хорошим тоном потомственных те-
атралов считалось отмечать своим
присутствием очередную премьеру.
С шестидесятых годов XIX столе-
тия весь свет столицы, включая чле-
нов императорской фамилии, съез-
жался именно сюда, в перестроен-
ный архитектором А. К. Кавосом из
здания цирка Мариинский театр -
«Храм с бархатной обивкой голу-
бой, / / Мелодиями пахнущий, уют-
ный, / / Где мягок свет - не яркий и
не смутный.»1.
Каждый вечер на протяжении
почти полутора столетий, ожидая
начала спектакля, публика устрем-
ляет завороженные взоры к потол-
ку, в центр живописного плафона
«Часы с амурами» - к искрящим-
ся каскадам огромной трехъярус-
ной люстры. Наконец, третий зво-
нок взрывает парфюмерные пары
погружающегося в душные сумер-
ки зала, стихает многоязычный
гул, и публика, пораженная возни-
кающими из-за занавеса декораци-
ями, обращается к сцене, боясь упу-
стить исторический момент рож-
дения премьеры. Мгновенно поза-
быт и тускнеющий хрусталь люст-
ры, и голубой плафон с амурами. А
между тем они заслуживают не
меньшего внимания - не только как
напоминание об интересных эпи-
зодах из истории театра, но и как
виртуальный вход в мариинское
подкуполье, туда, где рождаются
живописные декорации для новых
спектаклей.
Попав в Мариинку в конце
лета, когда после завершения оче-
редного сезона опустевший театр
закрывается на косметический ре-
монт, можно увидеть необычное и
величественное зрелище: поддер-
живаемая десятком стальных тро-
сов, в центр свободного от стульев
партера, мерцая каплями хрусталь-
ных подвесок, медленно опускает-
ся знаменитая люстра. Спроекти-
рованная А. К. Кавосом по образ-
цу популярных в то время в Рос-
сии
английских
«каскадных»
люстр «finger-fringe» и изготовлен-
ная на средства купца Константи-
на Плеске, она стала первой в пе-
тербургских театрах люстрой, при-
способленной для освещения га-
зом (а не маслом, как прежде).
2 октября 1860 года публика, при-
сутствовавшая на открытии вновь
отстроенного Мариинского театра,
была поражена ее необычайно яр-
ким, белым светом. Пылая газовы-
ми канделябрами, новый театр
явился, словно «феникс, возник-
ший из пепла сгоревшего Театра-
цирка»2.
Теперь о существовании цирка
(с 1849 по 1859 годы находившего-
ся на месте здания современной
Маринки) напоминают, пожалуй,
лишь очертания венчающего театр
огромного купола, прорезанного
полуциркульными окнами. Именно
туда, на самую вершину, тянутся из
зрительного зала через темный про-
ем в плафоне поддерживающие
люстру цепи и тросы. Для крепле-
ний и подъемных механизмов люс-
тры над плафоном зала3 А. К. Кавос
изначально устроил «Часовую» и
«Люстровую» галереи. Однако об-
ширное пространство под крышей
театра оставалось неиспользован-
ным до 1864 года, когда в нем был
организован один из самых обшир-
ных в Европе живописных залов.
За полтора века истории Мари-
инского театра в его стенах суще-
61
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 60 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст