уша Петербурга
ствовало несколько сменявших
друг друга декорационных мастер-
ских. Ранняя, запланированная са-
мим А. К. Кавосом, «зала для напи-
сания декораций» была устроена в
левом флигеле на уровне третьего
яруса. Однако при перестройке те-
атра архитектором В. А. Шретером
в 1894-1896 годах просущество-
вавшая два с половиной десяти-
летия мастерская была превраще-
на в женский гардероб. Взамен
этого реорганизованного «зала де-
коратора Шишкова» на третьем
этаже нового корпуса В. А. Шре-
тер отстроил огромную мастерс-
кую семи саженей в ширину и
высоту и семнадцати - в длину4.
20 августа 1886 года состоялось ос-
вящение новой «декорационной
залы, находящейся в заведовании
художника Анри Лево». На торже-
ственном богослужении, которое
проводили служители и хор певчих
Никольского собора, присутствова-
ли министр императорского двора
граф И. И. Воронцов-Дашков, ди-
ректор
императорских
театров
И. А. Всеволожский, конференц-
секретарь Академии художеств
П.
Ф.
Исеев,
капельмейстер
Э. Ф. Направник, а также режиссе-
ры
оперной
и
драматической
трупп, художники и артисты. Но-
вая зала, по свидетельству совре-
менников, была «громадной вели-
чины, в два этажа и три света с бо-
ков и сверху» и предназначалась
«преимущественно для приготов-
ления оперных декораций».
В
«Биржевых новостях» за август
1886 года сообщалось, что по слу-
чаю торжества «как сама зала, так и
вход в нее были изящно декориро-
ваны флагами и зеленью», а внутри
помещения «все промежутки меж-
ду окнами были убраны эмблемами,
состоящими из аксессуаров опер,
идущих на русской императорской
сцене»5. Однако и эту мастерскую
позднее переоборудовали под два
репетиционных класса для балета.
Таким образом, до нашего вре-
мени внутри Мариинского театра6
сохранился только один декораци-
онный зал - расположенная под
самым куполом знаменитая мас-
терская Александра Яковлевича
Головина (1863-1930), театрально-
го художника, живописца, графи-
ка, с 1902 года являвшегося глав-
ным декоратором петербургских
Императорских театров.
История «Головинского зала»
началась в марте 1864 года, когда
занявший после смерти А. К. Ка-
воса должность главного архитек-
тора театральной дирекции его
зять Н. Л. Бенуа подал рапорт, в
котором сообщал, что «существу-
ющий живописный зал в Мариин-
ском театре недостаточно велик для
писания в нем всех требующихся
декораций по двум репертуарам:
оперному и драматическому» и в
связи с этим «находит необходи-
мость в устройстве большего поме-
щения». Им же была составлена
смета и проект «на окончание уст-
ройства живописного зала над зри-
тельным, согласно с предположени-
ем самого смотрителя театра, по-
койного А. К. Кавоса»7. О том, что
Н. Л. Бенуа лишь завершил нача-
тые еще А. К. Кавосом работы по
созданию той мастерской, свиде-
тельствует представленная им в
1870 году смета на устройство
двадцати двух окон в живописном
зале Мариинского театра.
10 июля 1870 года смотритель
театра подтвердил, что «означен-
ные работы действительно произ-
ведены и приняты»8 - под куполом
Мариинки появился новый деко-
рационный зал. В 1894-1896 годах,
при проводимой В. А. Шретером
реконструкции театра, по всему
периметру здания был возведен
Верхний этаж театра. Помещение декорационной мастерской
62
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 61 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст