Г
ород далекий и близкий
Рабочие с «Красного Путиловца». Н. А. Прохоров. 1920-1930-е гг.
и в творчестве художника Нико-
лая
Дмитриевича
Прохорова
(1896-1942). Детство его прошло
в Оренбурге, после окончания Пен-
зенского художественного учили-
ща он в 1922 году поступил в Ака-
демию художеств в Петрограде,
учителями его были знаменитые
мастера
К.
Петров-Водкин,
Д. Митрохин. После окончания
академии в 1927 году он работал в
Ленинградском государственном
издательстве. 1920-1930-е годы -
годы высокого расцвета полигра-
фического искусства, искусства
оформления книги. «К книгам по
истории фабрик и заводов, выпу-
щенным издательством, Прохоров
исполнил ряд гравюр, изображаю-
щих промышленность Ленингра-
да»*. Особенно интересны застав-
ки к истории завода «Красный пу-
тиловец». В них определялся твор-
ческий почерк художника, особен-
ности его графической манеры, он
отдавал предпочтение гравюре на
дереве (ксилографии), литогра-
фии; отношение черно-белого пят-
на воспринималось им сочно, де-
коративно, линия была разнооб-
разна, гибка, орнаментальна.
В
графических
линиях
Н. Д. Прохорова - живые бытовые
сценки Петрограда-Ленинграда
1920-1930-х годов наполнены ха-
рактерными временными деталями:
рассыпавшаяся поленница дров в
узнаваемом петербургском двори-
ке
(«Ленинградский
дворик»,
1920-е гг.), типичный облик питер-
ского рабочего в кепке, надвинутой
на лоб, с пушистыми усами, труб-
кой, и рядом работница в косынке
на фоне заводских зданий («Рабо-
чие с “Красного Путиловца”»), бра-
вые, коренастые морячки в беско-
зырках на пристани, крепкие широ-
коплечие работницы, с молотками,
мастерками на строительстве мно-
гоэтажного дома, напоминающие
знаменитых девушек А. Самохвало-
ва тех же лет («Женщины на строй-
ке», 1920-1930-е гг.). Еще примета
времени - посетители, толпящиеся
около широко жестикулирующего
экскурсовода в дворцовом помеще-
нии - роскошные рамы картин, де-
коративные вазы Эрмитажа. Кра-
сивый, в золотисто-коричневатой
тональности лист с изображением
огромного волнообразного массива
школьного здания, чем-то напоми-
нающего морской корабль (лито-
графия «6 средняя школа Нарвско-
го района»). В следующей гравю-
ре - яркий романтический облик
крейсера «Аврора» в пересечении
световых лучей. Его огромные, тя-
желые массы взрывают бархатную
темноту ночи («Крейсер “Аврора”»,
1935 г.). В этом листе так же, как и в
иллюстрации к книге Л. Савельева
«Комната № 13», художник пере-
дает свое понимание революции
как могучего, неодолимого людско-
Женщины на стройке.
Н. А- Прохоров. 1920-1930-е гг.
7 7
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 76 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст