Г
ород далекий и близкий
78
го потока, заполняющего площадь
перед Смольным; необычность,
масштаб событий уже в соединении
солдатских шинелей, ботинок, ру-
жей и классически строгих белых
колонн портика дворца.
В 1935 году художник в адми-
нистративном порядке был выслан
из Ленинграда и вернулся в Орен-
бург. Можно только предполагать,
сколь велика была сила его отчая-
ния от столь резких перемен в его
творческой судьбе, в смене твор-
ческого окружения. И он вновь и
вновь обращался к пушкинской
теме (акварели, рисунки, гравю-
ры), позволявшей ему как бы свя-
зать воедино утраченный город и
Оренбург, в котором еще жива
была память о поездке Пушкина
сто лет назад по пугачевским мес-
там края. В 1942 году Прохоров
погиб на фронте, оставив большую
Смольный. Н. Д. Прохоров.
Иллюстрация к книге Л Савельева
«Комната №13». 1920-1930-е гг.
Во дворе Эрмитажа.
А. А. Осмеркин. 1945 г.
часть своего творческого наследия
вдове, впоследствии передавшей
работы мужа в организованный в
Оренбурге в 1960 году Областной
музей изобразительных искусств.
Творчество художника, талантли-
вейшего представителя формиро-
вавшейся в 20-30 годы ленинград-
ской школы ксилографии, еще
ждет своего исследования.
Гордостью живописного со-
брания музея являются пейзажи
1940-х годов: «Во дворе Эрмита-
жа» (1945) А. А. Осмеркина и
«Елагин дворец» (1942-1944 гг.)
А. В. Каплуна. Работы хронологи-
чески связаны с героической бло-
кадой города, и не просто облада-
ют высокими художественными
достоинствами, но и являются
своеобразными историческими
документами. Отсюда такая потря-
сающая искренность, такая боль,
горечь, и вместе с тем чувство гор-
дости - выстояли, выжили.
Чувственная красота, широта
живописи
одного
из
шедевров
А. А. Осмеркина 1940-х годов, мощь
пластических объемов подчеркива-
ет героическую суровость военного
города; в четкой архитектонике про-
странственных отношений, тревож-
ной красновато-коричневой тональ-
ности работы, в пустынности про-
странства (одинокая съежившаяся
фигурка женщины не оживляет пей-
заж, а еще более подчеркивает его
торжественную пустоту, гулкость)
ощутим ритм жизни города, мерные
звуки метронома, как падающие
капли времени. Красота архитектур-
ного пространства одухотворяется
зыбкостью северного света.
Грустной поэзией разрушенной
красоты полон пейзаж А. В. Каплу-
на «Елагин дворец» (1942-1944 гг.).
Разрушенный во время войны цен-
нейший памятник архитектуры
(первая крупная работа К. И. Росси
в Петербурге в 1818-1822 годах)
лежал в развалинах и вызывал чув-
ство горечи и гнева. «Елагин дво-
рец» А. В. Каплуна, как раненый
солдат, искалеченный, обескров-
ленный, но выживший, выстояв-
ший. Это в композиции картины,
в стремительном подъеме колонн,
усиливающемся точкой зрения
снизу, плавным изгибом арки, вы-
ходящей за пределы картины и раз-
двигающей пространство дальше,
вверх, в небо, вместо обрушенной
кровли обнимающего остров двор-
ца, в светлой серебристости цвето-
вых отношений.
Характерный исторический об-
лик Петербурга («строгий, строй-
ный вид, Невы державное течение»)
запечатлен в пейзаже Э. Г. Браговс-
кого «Петропавловская крепость»,
1981 год. Благородство колористи-
ческой гаммы работы - свинцово-
серые холодные тона оттеняются
золотом куполов Петропавловско-
го собора и бледными золотисто-
коричневатыми оттенками - про-
светами неба, белым с теплыми ко-
ричневатыми рефлексами снега,
закрывающего набережную, преоб-
ладание спокойных горизонталей в
пространственном решении создают
ощущение величавости, торжествен-
ного зимнего Петербурга.
Великая миссия искусства -
помочь людям увидеть, услышать,
понять друг друга, сделать далекое
близким, ощутить нить, связую-
щую времена, - помогает нам жить
более полной жизнью, ценить свою
историю и с надеждой взирать в
будущее!.
.
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 77 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст