М-
ногонациональный Петербург
КапельмейСте
О. Р. Ницман
Феноменальным способное»,
вундеркиндов мир изумлялся всегда.
Уникальность таких детей люди при-
нимают как природную данность. На-
ука пока не в силах объяснить истоки
и причины проявления исключитель-
ной сверхталантливости в детях, ог-
раничиваясь лишь накоплением све-
дений о них.
Поздней осенью 1913 года в му-
зыкальной среде Петербурга прошел
слух о том, что с солнечного Апеннин-
ского полуострова в пасмурную рос-
сийскую столицу прибывает с гаст-
ролями чудо-ребенок - восьмилетний
мальчик-дирижер Вилли Ферреро.
Первое выступление вундеркинда
ожидалось в Белоколонном зале Дво-
рянского собрания. В средствах мас-
совой информации (по сегодняшней
терминологии) тотчас поднялась на-
стоящая буря. На углу Невского про-
спекта и Михайловской улицы, не
давая прохода гулявшей публике, раз-
носчики газет и расклейщики афиш
размахивали печатными листами и
выкрикивали: «Вилли Ферреро, чудо-
ребенок! Мальчик-капельмейстер из
Италии! Оркестры подчиняются ему
будто гипнотизеру!» Один восторжен-
ный журналист в статье за подписью
«Наблюдательный очевидец» писал:
«Почтенная публика сможет воочию
убедиться в исключительной гениаль-
ности этого обворожительного ребен-
ка, побывав на его предстоящем кон-
церте. Спешите, ибо он скоро отпра-
вится покорять и Первопрестольную».
А другой корреспондент, назвавший-
ся «неподкупным», в отчаянии сето-
вал на то, что «маленького капельмей-
стера, так мило встряхивающего пыш-
ными кудрями и притопывающего в
такт музыке ножкой в лакированной
туфельке, не в силах узреть весь Пе-
тербург - от мала до велика». В са-
мом деле, такое было невозможно,
хотя бы потому, что цена на билеты
мгновенно подскочила до 25 рублей
20 копеек.
90
р
т
дерк
ш
д
В
Петербурге
По городу начала ходить леген-
да, будто бы сам государь однажды
уже повстречал Вилли Ферреро в со-
провождении то ли отца, то ли имп-
ресарио и, потрепав мальчонку по
голове, отчески взъерошив его темно-
каштановую шевелюру, высочайше
благословил.
..
И вот первый концерт состоял-
ся. Но в восторженный хор почита-
телей теперь вторгались и голоса
скептиков. «Ничего особенного, - го-
ворили они, пожимая плечами, - пе-
тербуржцы видели и не такое». И на-
поминали о прошлогодних выступ-
лениях в цирке Чинизелли восьми-
летнего Володи Зубрицкого, прозван-
ного «математической машиною». В
мгновенье ока мальчик перемножал
пятизначные числа и мог на выбор
назвать любую дату из истории Го-
сударства Российского. Вот это чудо
так чудо! А кто-то из особо недовер-
чивых пустил слух, будто на самом
деле оркестром управлял вовсе не
Вилли, а невидимый для публики
взрослый капельмейстер. Знатоки
даже уверяли, что хороший оркестр
может играть вообще без руководите-
ля, не сбиваясь с такта. Стало быть,
любому ребенку ничего не стоит раз-
махивать перед музыкантами дири-
жерской палочкой - так, для вида.
Еще перед приездом Вилли Фер-
реро в Россию в музыкальных кругах
были сомнения. Импресарио малень-
кого гастролера обратился к компо-
зитору А. К. Глазунову с просьбой,
чтобы мальчик продирижировал его
Пятой симфонией. «Охотно доверю
мою симфонию, - был ответ, - но
только после того, как сам увижу на
эстраде мальчика с дирижерской па-
лочкой». А руководитель известного
оркестра графа Шереметева не согла-
шался пойти навстречу вундеркинду
«до тех пор, пока лично не сумеет убе-
диться в даровании восьмилетнего
капельмейстера».
..
А мальчишка тот и знать не знал,
что говорят о нем и вокруг него. Он
продолжал блестяще делать свое дело
- то, чего от него ждали и родители,
и импресарио. Он выступал с оркес-
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 89 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст