М
н
ногонациональный Петербург
тром. На репетициях и концертах для
Вилли выносили специальную под-
ставку, выше той, на которой стоят
взрослые дирижеры. Мальчик легко
вспрыгивал на нее. Его хорошо виде-
ли музыканты. «Начинаем, госпо-
да!» - звонко выкрикивал Вилли,
почти не коверкая русские слова,
притопывал ногой, встряхивал куд-
рями, вскидывал руки.
..
Вот что писал тогда известный
критик В. Каратыгин: «Только взошел
мальчик на эстраду - все в нем мгно-
венно преображается. Это превраще-
ние ребенка в артиста. Он ведет за со-
бой оркестр Мариинского театра, вла-
ствует над ним, заставляет выполнять
свои художественные намерения, ко-
торые всегда поэтичны».
Действительно, это был требова-
тельный руководитель. Управлял он
оркестром уверенно и строго. В лице
- сосредоточенность, движения рук
точны, изящны и выразительны. А
эти детские глаза вдруг грозно - да,
грозно! - блеснут в сторону оркест-
ранта, допустившего еле уловимую
ошибку, для публики вовсе незамет-
ную, и сейчас же эти глаза вновь пол-
ны мольбы и взывают к проявлению
оркестром высших чувств. И левая
нога Вилли, чуть отведенная в сторо-
ну, едва заметно отбивает такт.
.. Но
вот оркестр окончил исполнение,
Вилли опускает руки. Как горный об-
вал обрушиваются аплодисменты.
Мальчик поворачивается к публике,
и в его лице радость и счастье. «Он
совсем ребенок! - восхищаются в зале.
- Какой душка! Как он мил!» Дамы
всех возрастов хотели бы иметь тако-
го сына, внука.
.. В оркестр летели цве-
ты, охапки цветов. Не смолкали ова-
ции. Наконец, много раз низко покло-
нившись, юный гений уходил за пор-
тьеры. Публика вызывала его вновь и
вновь. Оркестранты помогали ей, ле-
гонько постукивая смычками по пю-
питрам. Вилли Ферреро еще раз по-
казывался на эстраде. На его лице
была заметна усталость. Тогда слу-
шатели отпускали его на отдых.
..
В своем номере «Гранд-отеля Ев-
ропа», что напротив Дворянского со-
брания, Вилли Ферреро и слышать не
хотел о музыке. Репортеры осаждали
его, но безуспешно. Один фельетонист
сочувствовал: «Тяжело быть вундер-
киндом, ой как тяжело». Через перевод-
чика Вилли просил сказать всем, кто
караулил его в коридоре и пытался
взять интервью, что хочет играть с ло-
шадками и другими игрушками, кото-
рых ему все дарят и дарят. Его импре-
сарио да и родители - синьор и синьо-
ра Ферреро - насмерть стояли на стра-
же покоя ребенка. Мальчишке нужен
отдых. Попробовали бы вы сами, гос-
пода газетчики, три часа подряд управ-
лять оркестром и выкладываться так,
как это делает наш Вилли!
А восьмилетний Вилли с удо-
вольствием валялся на ковре, болтал
ногами, перелистывал разбросанные
всюду красочные альбомы, книжки,
дергал за поводья игрушечных лоша-
док, раскладывал кубики с буквами на
гранях, составлял какие-то слова. Это
у него плохо получалось, ведь маль-
чик едва умел читать. И вот уж ему
все надоедало, он вскакивал, верхом
садился на лошадь-качалку и раска-
чивался, раскачивался.
.. Самый обык-
новенный ребенок.
Кто же он - этот блистательный
мальчик? Его имя - Болельмо. Он
родился в Соединенных Штатах, в
семье итальянских эмигрантов. Он
хорошо говорил по-французски, а по-
итальянски - на своем родном пье-
монтском наречии. После одного из
концертов Вилли в Петербурге синь-
ор Ферреро рассказывал посетивше-
му его журналисту: «Мы с женой об-
ратили внимание на дар ребенка, ког-
да ему было только пятнадцать меся-
цев от роду. Однажды мы музициро-
вали втроем - жена, выдающаяся скри-
пачка, ее сестра арфистка и я, скром-
ный пианист, - и увидели, как ма-
ленький Болельмо дирижировал нам
своими ручонками, именно дирижи-
ровал, а не размахивал кое-как, беспо-
рядочно». Когда Вилли подрос, его
стали показывать ценителям музыки
и профессионалам. Вскоре родителей
посетила идея отправиться с ним на
гастроли в Европу.
Ко времени приезда в Петербург
мальчик-дирижер уже привык к вос-
торженному приему в музыкальных
91
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 90 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст